9 Правил хорошей и плохой учебы + плакат в подарок

9 Правил хорошей и плохой учебы + плакат в подарок

Это моя адаптация из курса Иллинойского университета «Как учиться» — правила учебы. Курс был бесплатен, так что можете попробовать пройти его.

1. Осмысливайте

После каждого урока, мастер-класса, вебинара выделите пять-десять минут и проработайте материал. Запишите всё что запомнили, опишите согласны вы с тезисами или есть какие-то сомнения. Слышали что-то подобное? Можете ли вспомнить ситуации, где услышанное совпадает с вашим опытом или противоречит ему? Как эта новая информация помогает вам, вашей работе? Такая работа с материалом заставляет мозг работать с удвоенной силой, вырабатывать новые нейронные связи, запоминать.

2. Фиксируйте

Записывайте или зарисовывайте всё важное. Можно вести конспекты, можно вести конспекты по особенным правилам, в Эверноуте есть шаблоны, по которым можно записывать лекции. Можно вести ментальные карты. Для запоминания терминов и понятий, многие советуют флеш карты. С их помощью учат новые слова в английском. Можно установить приложение Анки (AnkiDroid, Brainscape, Quizlet) и создавать карточки на телефоне, а потом приложение будет самостоятельно предлагать вам их повторить. Можно такие карточки вырезать из бумаги, на Алиэкспрессе много готовых карточек, собранных в кольцо, чтобы не растерять и носить с собой, в принципе удобная штука.

3. Регулярность

Учиться нужно постепенно по чуть-чуть, но регулярно. Мозг работает по тому же принципу, что и мышцы, полезно делать физические упражнения, но если вы умеете подтягиваться по десять раз за один подход, у вас не получится за один день наподтягиваться за весь прошедший месяц. Перезанимавшись можно сильно устать, из-за этого не приступить к следующим упражнениям и так далее.

4. Комбинируйте

Мама в детстве всегда мне говорила: «Лучший отдых, это смена деятельности!», оказывается она была права. Если вы учите английский, и в принципе у вас нет других дел, чередуйте занятия английского с другими занятиями, да хотя бы просмотром сериалов. Можно усилить эффект и изучать английский с помощью флеш-карточек, просмотра сериалов, чтения книг и статей на английском, общения с кем-то на английском. Кстати, если вы живете в Воронеже или в Липецке, советую школу UTRAIN, программа школы полностью заточена для того, чтобы научить вас разговаривать.

5. Делайте перерывы

Полезно делать перерывы. Делать перерывы короткие, между занятиями, делать перерывы длительные, чтобы просто отдохнуть. Когда каждый день занимаешься английским, может случиться так, что ты просто не заметишь, как перестал наращивать прогресс. Ты занимаешься-занимаешься, что-то делаешь, чередуешь форматы и формы, фиксируешь, а в итоге уровень твоих знаний и умений не сильно продвинулся, это типичное замыливание. Длительный отдых 14-21 день поможет отдохнуть и взглянуть на тему свежим взглядом, а там можно поменять программу или поставить другую цель.

6. Рассказывайте

Один из самых полезных способов обучения — объяснять другим. Делитесь всем, что вы узнали с друзьями, с подписчиками, для этого полезно вести блоги. Объяснение заставляет искать свои способы объяснить, учит выстраивать материал в логические структуры, усваивать принципы дидактики. Все этом помогает выстраивать нейронные связи вокруг изучаемой вами темы.

7. Фокусируйтесь

Человеческий мозг — однозадачен. Мы можем полноценно и качественно в одну единицу времени делать только одну задачу. Если вы делаете несколько дел в единицу времени, вам кажется! Максимум что может произойти, мы уделяем на каждую задачу — несколько секунд. В итоге время необходимое на каждую задачу увеличивается, в зависимости от количества задач. Представьте, вам нужно приготовить несколько блюд, но у вас только одна конфорка, если вы будете на 5-10 секунд ставить кастрюльку, а потом сковородку на единственную конфорку, то все блюда будут греться бесконечно долго, а некоторые и не приготовятся так как надо, вместо жарки, будет тушение. Гораздо выгоднее приготовить одно блюдо, а потом другое. Точно также работает наша способность сконцентрироваться на нескольких задачах, мы все равно работаем только над одной задачей в одну единицу времени, и если мы хотим побыстрее избавиться от какой-то задачи, имеет смысл учиться концентрироваться на одной задаче какое-то длительное время, а потом делать перерыв. Я для этого использую технику Помидоро.

8. Сначала лягушек

Лягушка — это метафора неприятной задачи, которую обязательно нужно сделать. Вроде «чистить зубы» или «убираться в комнате», «платить налоги» или «за ЖКХ». Принцип «сначала лягушек» подразумевает, что сначала вы избавляетесь от неприятных задач и переходите к интересным, но есть хитрость, не обязательно избавляться от лягушек «скучным» или «неприятным» способом.

9. Визуализируйте

Делайте мудборды! Обрисовывайте то, что вы хотите, составляйте визуальные эелементы изученного, дополняйте картину цели. Мудборд стоит составить так, чтобы он был легко доступен, лучше всего его сделать в офлайне, но если вы постоянно залезаете в Трело или просматриваете Пинтерест, то имеет смысл составить мудборд именно там. Эти мудборды дают дополнительную ментальную привязку, а она напоминит вам ради чего вы все это делаете.

Теперь, перейдем к плохим правилам. Некоторые правила меня очень удивили, потому что я сам, много раз так делал, но хорошо подумав, я решил, что это похоже на правду.

I. Пассивно перепрочитывайте

Оказывается, многократное перепрочтение учебника приносит малополезного, конечно, если читать книгу 21 раз, что-то из неё вы запомните, но одна проработка на 5 минут каждой главы, поможет запомнить материал гораздо быстрее.

II. Выделяйте маркером

Мазюкая маркером по тексту, выделяя «важные» места — вредно, создаётся иллюзия, что ты работаешь с материалом, а на самом деле переключаешь мозг в режим активной задачи «подчеркнуть» и с материалом не работаешь. В результате, просто тратишь время.

III. Подсматривайте в ответы

А вот это правило кажется логичным, если подсматриваешь ответы решенных задач или билетов, ты снимаешь с мозга задачу «поработать». Даже если кажется что проработали, тут опять будет полезна метафора физических упражнений, все равно что тебе положено отжаться сорок раз, но ты же знаешь как отжаться 1 раз, отжимаешься 1 раз и ставишь в дневник 40 раз. Какая ведь разница? Самое полезное тут, наоборот, делать как можно больше ошибок, а потом разбираться почему это неправильно.

IV. Вы успеете за два дня

Наш мозг, как ни странно, по своей работе похож на мышцы. Если в крови низкий уровень углеводов, то мы будем вялыми, будем медленно двигаться, ослабнем. Если нетринированный организм заставить бегать 10км, на следующий день он не сможет подняться, ноги будут больными. Точно также со способностью учиться, мы не можем за два дня выучить весь материал к экзамену, а если и сможем, то после нам нужен будет мощный отдых.

V. Шалите на уроках

Если учебная группа, чатик, диалог скатывается во флуд, перебрасывание мемов — бросайте это пространство. Оно не способствует образованию. Если вы сами создаете подобное пространство, его нужно жестко модерировать. Указывать на правила, инициировать общение, удалять молчунов.

VI. Учите один раз

Многие заблуждаются, когда полагают, что легко могут усвоить информацию, если только один раз прочитают книгу или конспекты. Такое практически не работает, или у вас уже есть какая-то базовая информация, и прочтение учебника в первый раз активирует эту информацию, или вы создаете мощную иллюзию уверенности. В лучшем случае вы все заносите в «оперативную-краткосрочную» память, а после экзамена все забываете.

VII. Доверяйте любой информацией

Самое вредное, что можно сделать на учебе, это доверять единственному источнику от учителя. Если с точными науками это ещё как-то работает, то в маркетинге, на любое утверждение заявленное как единственно верное, можно найти кучу других. Заставляйте себя проводить фактчекинг!

VIII. Учитесь под фоном

Я люблю во время «скучных» но «обязательных» дел, вроде готовки или глажки белья включать аудиокнигу или вебинар. Как правило, либо я упускаю что-то важное, либо не уделяю достаточно много внимание еде, к счастью я готовлю довольно простую еду, так что не страшно. Но учиться, паралельно слушая музыку или стендап — невозможно, даже если очень хочется.

IX. Не высыпайтесь

О, многие говорят — потом выспимся! Сейчас учиться! К сожалению, это самый вредный совет! Выспавшийся человек в один час может сделать больше и эффективнее, чем человек, с недосыпом.

Держите плакат, который можете подарить друзьям или распечатать и использовать себе. Скачать полную версию на гугл диске


%d такие блоггеры, как: