в Без рубрики

СММщик-фрилансер — это ремесленник, а не свободный художник

Когда-то давно, когда я только формировался как фрилансер-сммщик, я услышал фразу «а так ты хочешь быть свободным художником?». Тогда я повёлся, я действительно хотел просыпаться тогда, когда я хотел, я не хотел тащиться на автобусе до работу или ездить за рулём, я очень хотел работать тогда, когда хотел, над теми задачами, которые сам принял, на том кресле, который сам для себя выбрал.

Я немного ошибался — СММ-специалист не может быть свободным художником!

Есть большая разница между «работой на себя, как свободный художник» и «делать то, о чём тебя попросил человек, который платит деньги».

СММщики ничем не отличаются от кондитеров, мастеров по ноготочкам, таксистов. Мы всё — обслуживающий персонал. Мы где-то там на заднем фоне, скромно и молча делаем свою работу. Некоторые из нас хорошие специалисты — делают качественно, думают «головой клиента».

Думать головой клиента — это навык выяснения желаний клиента и транслирование его в техническую задачу.

Представьте.

К кондитеру приходит чувак и говорит: «Испеки красный торт! На день рождения. 2 кг!»
Кондитер берёт и печёт. Клиент берёт торт без вопросов.

А через пару дней, чувак приходит и говорит: «Вы тут совсем охренели? Я потолстел на 2кг из-за вашего торта!»

Оказывается, что чувак где-то видел ролик про инновационные красные сливки, из которых можно сделать масло, крем для торта. Организму, чтобы переварить эти сливки, нужно в 2-3 раза больше еды, то есть нужно съесть ещё что-то кроме торта, в противном случае организм будет расщеплять подкожные жиры…

Понятное дело — пример фантастический. Если кто-то изобретает инновационные сливки, то кондитера попросят сделать с правильными сливками, если у кого-то аллергия на арахис, то заранее предупредят, что без арахиса, или без молока, если у человека непереносимость лактозы. Но подобный подход «озвучить задачу — и сделают так, как сказали» встречается сплошь и рядом, клиент просит какую-то штуку, причём он её может называть как-то по-своему, думая, что говорит на языке специалиста, пытаясь помочь исполнителю разобраться. А исполнитель, по какой-то причине не вникает и делает так, как попросили.

таблица с вариантами «что говорит клиент» и «что он имеет в виду»

«Как говорит клиент» и «что он имеет в виду»

Думать головой клиента — великое искусство, но о нём как-нибудь потом. Сейчас зафиксируем главную мысль «СММщик — это обслуживающий персонал, помогающий бизнесу достигать своих целей, и если он делает это хорошо, то и хорошо заработает». Посмотрите интервью с Куртом Вайдеманом, оно как раз об этом.

P.S. Формально, ни один сммщик — специалист, который занимается созданием контента, его распространением и общением с аудиторией в соцсетях не может быть свободным художником. Даже инфобизнесмены для этих вещей нанимают помощников и становятся руководителями.