от

Чем жертвовать в проекте

Можно ли жертвовать временем

Я как-то всегда расслаблено относился к учёбе в школе и в ВУЗе, мне, наверное, повезло, я из тех, кому достаточно было прочитать лекцию за 4 минуты и пойти сдавать вопрос. Почти всегда прокатывало, правда, через полчаса почти всё забывал. Частично именно поэтому я любил готовиться к экзаменам в последний день, писать диплом за полторы недели до сдачи и всё такое.

Сейчас я немного рад, что в работе такого дерьма нет. Результат моей учёбы — в голове несколько обрывочных знаний, работая в маркетинге непозволительно иметь обрывочные знания! Тем не менее у меня не все проекты удаётся доводить до старта вовремя, у меня есть пара идей, почему так происходит и что с этим делать.

Главная причина, конечно же — законы Мерфи: «Если что-то может пойти не так, то это пойдет не так».

Законы может и шуточные, но работают

Все руководители и проектные менеджеры знают закон о потерях в проекте: нельзя реализовать задуманный проект за 100% времени, 100% денег, со 100%-й функциональностью и без потери качества. При отклонении от курса придётся чем-то пожертвовать. Чем именно — жизненный выбор.

Как живет проект: источник Бюро Горбунова

Как на самом деле живет проект: источник Бюро Горбунова

Раньше мне казалось, что нельзя жертвовать временем, ведь с каждой минутой времени у нас становится всё меньше, да и дедлайн наступит как бы ты того ни хотел.

Представь, что у меня есть проект, который надо запустить до 1 августа, чтобы было проще, перенесём условия проекта в реальную бытовую ситуацию — у кого-то день рождения 1 июля.
Чтобы хорошо провести этот день, нужно подготовиться: приготовить подарки, закупить продуктов, приготовить стол, пригласить гостей и так далее. Мы запланировали проект, но обязательно что-то пойдёт не так: машина сломается и ты не смог отправить в Ашан за городом, пришлось закупать продукты в пятёрочке, немного вышел за бюджет, пару раз задержался на работе и не смог нормально найти подарок. В результате 1 июля всё ближе и ближе, ты не готов, и задача горит. Сдвинуть — нельзя.

Но когда мы с друзьями праздновали Новый год 1 июля, я понял, что даже сроки можно двигать, при одном условии, расскажу чуть ниже, что это за условие.

Ещё в самом начале пути фриланства мне казалось, что нельзя двигать ресурсы. В том же примере с Новым годом нельзя подключать дополнительных людей в организацию праздника и нельзя увеличивать бюджет, потому что он уже согласован. Сейчас я считаю, что увеличивать бюджет, команду — это путь слабака, тем более что при увеличении бюджета скорость решения проблем увеличивается не пропорционально вложенному.

Если вы смотрели сериал «Теория большого взрыва», то могли досмотреть до серии, когда троица Купер, Воловиц, Хофстедтер пытались сделать какую-то фигню для военных, но явно не успевали к сроку, работали днями напролет, но не могли найти нужное решени. Они сдаются решились пойти к своему начальнику-полковнику, чтобы попросить у него увеличить сроки и бюджет. К удивлению друзей, начальство согласилось сразу же, потому что учёные постоянно переоценивают свои силы и дают нереалистично короткие сроки. После этого вся троица сильно расслабилась и пошли играть.

Путь слабака — любое послабление в бюджете и в сроках расслабляет всю команду.

И мне казалось, что жертвовать можно лишь качеством проекта. Мы всегда планируем проект на 5+, и наши внутренние перфекционисты стараются сделать всё что угодно лишь бы довести до пятёрки. Особенно это проявляется у тех, кого в школе приучили получать пятёрки. В реальном мире редко бывают нужны пятёрки, для того чтобы успешно проходить дальше, вполне достаточно тройки с плюсом. Это работает почти во всех проектах, запуститься вовремя, при имеющемся бюджете, но с меньшим качеством проекта — полезнее.

Помните пример с днём рождения? Можно просто сократить проработку праздника: пригласить чуть меньше гостей, вместо подарков подарить деньги (хотя лучше так не делать), вместо готовки заказать пиццы на всех, а торт не печь, а купить в кондитерской. Такой праздник будет радовать гостей и именника, причём, возможно, не меньше чем «полный» праздник.

Так я думал раньше, но если честно, это ошибочный путь, потому что это путь и решение одиночки. В любом проекте есть две роли: исполнитель и заказчик, иногда это разные люди. Исполнитель не имеет права сокращать проработку проекта без согласия заказчика, все эти вещи нужно обсудить.

Но когда ты идёшь на переговоры по сокращению проработки проекта, можешь забыть о сроках и бюджетах, которыми ты не хочешь жертвовать, а заказчик вполне готов на это. Возможно, реальный день рождения у человека 20 июля, а 1 июля он назвал лишь так, чтобы подготовиться успели, возможно, названный бюджет — это цифра с потолка, а ради хорошего праздника человек готов вкладываться больше ресурсов. Исходя из обычной парадигмы — достаточно тройки, этого не узнать, потому что общаться нужно с заказчиком!

Просто пришёл, рассказал какая ситуация происходит и предложить варианты решения! В том числе и увеличивать сроки, менять бюджеты и сокращать возможности проекта.

Нужно запустить контент-стратегию до 1 августа? Для этого нужно проработать 40 конкурентов, сделать 20 рубрик, сделать статью, подготовить вебинар, написать сайт и заполнить его контентом? Не успеваете и не влезаете в бюджет? Сокращайте всё! Заведите не сайт, а соцсети. Изучите 10 конкурентов. Вместо статей напишите короткие заметки, вместо вебинара, сделайте рубрику вопрос-ответ. Но помните, прежде чем всё так сокращать, поговорите с заказчиком, может можно запустить проект позже или расширить команду?