Можно не делать


Моя мама гладила постель. После каждой стирки стояла с утюгом туда-сюда, распрямляла, что-то через марлю, а потом складывала в шкаф. Это казалось естественным и правильным. Съехав — я делал также, хотя мне не нравилось гладить, я это продолжал, потому что так было заведено. И много времени спустя я вдруг понял, что это можно не делать!

Задался вопросом. Поразмыслил. Изучил вопрос. Спросил маму: «а зачем ты это делаешь?» И вдруг понял, что я могу гладить, только если мне хочется стоять с утюгом или хочется получить глаженную вещь. А не потому что одежда из стирки. Это существенно подняло моё качество жизни.

Очевиднейшая вещь, что глаженная постель или трусы — никому сильно не делают погоду, а убрав эту операцию, можно получить 6-10 часов времени в месяц, сделало мою жизнь лучше!

большой знак не гладить — метафора можно не делать

Оказалось, что «можно не делать» отлично применяется и в работе. Об этом очень любят говорить в школе редакторов бюро Горбунова, редакторы Максим и Ирина Ильяховы. Правда, они называют это «понимание задачи» и «задавать вопросы».

Это может выглядеть так. Я, под конец каждого месяца сижу и заполняю скучную эксель-таблицу с отчётом, а потом отправляю электрописьмо начальству. Каждый раз, когда пиарщик приходит в чат и просит добавить души в текст — открываешь текст и добавляешь душу. Или огня. Просто делаешь, потому что так принято. Или потому что так делали до тебя. И всем было норм.

А бывает вот так. Приходит клиент, кидает ссылку: «Вот текст от пирщика. Он без души! Добавишь?»

А ты задаёшь вопросы:
— Ой, а ты можешь показать, что именно ты считаешь бездуховным?
— А покажи ссылки из того медиа, которые ты считаешь душевными?
— Почему нельзя публиковать без души?

А потом предлагаешь варианты решения, которые устраивают и тебя и заказчика!

Реальный пример из фрилансерской жизни

В моём случае получилось так:

  1. Пришёл постоянный клиент. Приносит текст от директора по маркетингу «без души». Текст будут размещать на определённом сайте, деньги за это заплачены.
  2. Я смотрю текст. Обычный пресс-анонс. Можно немного почистиь по инфостилю. Так как я знаю клиента и его проект, я знаю, зачем ему нужно размещать пресс-анонсы. Но перед этим смотрю.
  3. Оказывается, тексты медиа состоят из таких бюрократизированных пресс-анонсов, которые невозможно читать. К концу второго абзаца — засыпаешь.
  4. Иду к клиенту уточнять. И говорю: «Слушай. Тут сказано, что текст будет размещён у ***. В первый раз увидел это медиа, посмотрел тексты, хотел понять, что у них за аудитория и редполитика. Ничего не понял — можешь показать их тексты, которые ты считаешь, что они сделаны с душой?»
  5. Оказывается, что у клиента точно такая же реакция. Он не смог прочитать ни свой пресс-релиз, ни тексты в медиа ***.
  6. Уточнил «а зачем именно на этом сайте размещаются?», а также «а есть данные, что этот сайт читает нужная нам ЦА? и точно среди тех 2000 прочтений на каждой новости они будут?»
  7. Оказалось, что никто не знал «зачем», и про аудиторию, но деньги уже заплачены.
  8. Предложил варианты «не делать» и «я могу сделать с душой, но будет ×10».
  9. Клиент согласился, что лучше не вкладываться в это дело и вложить это время и силы на другой наш проект. А маркетолог пусть сам считает свои KPI и потом отчитывается.

Всегда задавайте вопросы! Иногда может выясниться, что эту работу можно не делать. Никому от этого не будет плохо. Впрочем, не будет и хорошо. Но это уже несколько другой вопрос. В этой ситуации я для себя решил, что добавить душу в текст для этого сайта — это ×10. В результате, я не страдал от попытки сделать по редполитике непонятно для кого. Вместо этго направил свои силы на созидание полезного. А клиент не стал тратить время, ресурсы и силы, чтобы довести до ума ошибку, вместо этого направил эту энергию на корректировку бизнес-процесса, которые заставили маркетолога заплатить деньги за публикацию на таком сайте. И никто зря не грел утюг. Хорошо же!

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.

Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе.