Чистка балкона задач


Расскажу, как я из списка «324 отложенных книги», которые были в начале года, делаю так, чтобы в декабре был список «осталось 10 непрочитанных книг». Это работает с книгами, фильмами, виш-листами и задачами. При этом я остаюсь в трезвом уме, не выгораю, живу без нервных срывов. И не читают все 314 книг в год. Секрет «чистка балкона».

Метафору с балконом я выбрал, потому что разъебался с этого анекдота:

чистка балкона задач

Самая соль статьи

Секрет, в общем-то, прост: нужно регулярно брать список и честно выкидывать из него то, за что уже не возьмёшься: старое, неактуальное, ненужное, неинтересное. А часть делегировать. Подробнее о методике я часто рассказываю в постах личного-личного телеграм-канала. Желательно список вести в одном месте. Идеально — не тревожиться, что где-то есть список с большим количеством не сделанного.

Захламлённые списки-балконы — угнетают

Я не очень люблю списки. У меня нет мании брать листки и записывать список дел, книг, покупок и так далее. Иногда я их всё-таки составляю, потому что по-другому нельзя. Со списками проще. Например, у меня есть списки «идей для статей» и, конечно же, есть список дел, которые я накидываю по своим проектам.

И эти списки иногда становятся жутко неповоротливыми и огроменными. Выглядят, как стереотипные балконы, заполненные санками, детскими игрушками и бюстом картавых политиков, устроивших кровавый госпереворот.

Главная проблема таких списков в том, что они угнетают. Вот вам ещё одна политическая отсылочка. Но угнетают по-другому, и само угнетение создаёт мой мозг (а мог бы создавать серотонин, ну серьёзно, всем от этого будет польза!) У меня были времена, когда список «задач, которые было бы неплохо выполнить» достигало пару сотен. Сейчас ситуация полегче.

Вот как выглядят часть моих проектов, и по рабочим проектам надо бы почиститься:

проекты в тудуисте
Смотрите на Слюсарев ПБ (персональный бренд) и Интерлогика. Здесь записано «всё что нужно сделать» и «всё, что было бы здорово сделать». Картинка напоминает захламлённый балкон, который надо почистить (в приват записываю всякие персональные штуки: книги, фильмы, напоминания с годовщинами, что нужно купить в магазине и так далее)

Как мешает угнетение

Для меня самый жизненный и яркий пример угнетения от списков — книжный список. Есть такой навязанный образ «Читать хорошо! Смотреть не очень. Залипать в соцсетях, вообще дно!» Так как я люблю читать, этот образ в какой-то момент стал частью меня и у меня были огромные списки «чтобы почитать» из: списка «Хочу прочитать» на букмейте, из купленных книг в приложении Альпины и Литреса, корзины в маркетплейсах, где я ждал скидочку, ну и отдельный тег для Тудуиста. Не говоря уже о гигабайтах скачанных книг на жёстких дисках.

Первая проблема в том, что я физически не мог прочитать всё. Хотя читаю много.

Вторая проблема в том, что глядя-думая о том, сколько всего непрочитанного, мой тревожный мозг постоянно зудел: «Лооооох! Посмотри на ***, за год 100 книг прочитал!»

Похожая ситуация возникала, когда глядел на рабочие задачи.

угнетающий список непрочитанных книг

Сначала лечить голову, а потом чистить балкон

Существуют десятки способов механически снизить тревожность от «непрочитанных книг». В этой статье я расскажу о двух! Но эти инструменты похожи на косметический ремонт. Если нормально не починить «крышу» — будет плохо всем.

Поэтому, если тревога от непрочитанных книг, несделаных задач — мешает жить, бегите к психологу!

Сама по себе тревога — просто реакция. Она не должна мешать жить. В какой-то мере она напоминает лёгкий голод, когда из-за дел забываешь поесть, а к вечеру хочется съесть больше, чем привык. Разница в том, что в естественном состоянии тревога уходит, если «закрываешь» задачу, а не возвращается с большей силой, не мешает засыпать и не просыпается вместе с тобой и с громким стуком сердца по утрам. Вот здесь нужен специалист!

В моём случае я загонялся из-за списка книг. Мне важно было получать сигналы от окружающий: «вау, ты крутой». Когда психолог помог мне это осознать, я довольно быстро понял, что как бы я ни старался, меня всё равно не полюбят. Вместо переживаний: «будут думать, что я лох, который залипает в соцсетях», я направил силы на то, чтобы получить любовь от действительно важных для меня людей.

После такого механическая чистка информационного балкона лишь повысила качество моей жизни. Если бы я это не делал, то это всё равно, что запивать чувство голода водой. Живот полон. Чувство голода отступает, а организм ничего не получил. Через некоторое время голод вернётся! Ну, а в нашем случае вернётся тревога и будет мешать жить.

Просто регулярно проводи чистку балкона с обязательством выкинуть

Как я уже сказал в начале этой статьи: просто открой список и выкинь из него всё, что не нужно.

С книгами-фильмами — просто удали всё, что кажется неинтересным или то, что не соответствует четырём правилам ведения списка книг: автор + название + как появилась + почему нужно читать.

У меня это работает так:

  1. Каждое воскресенье в Тудуисте автоматически появляется задача: «Проведи чистку задач и удали 10%». Сама формулировка подразумевает, чтобы я убрал то, что уже не нужно.
  2. Работаю с каждым списком по очереди. Вспоминаю «ключевое» и затем работаю с каждой задачей.
  3. Например, в списке книг есть две условные категории: рабочее и кайфовое. Для регулярной чистки — эти категории не очень-то важны. Но они влияют на «правильность» формулировки, и если задача неправильно заполнена — приходится перепроверять. В книгах, которые, я думал прочитать для кайфа, обязательно должна быть обоснованная причина «по какой причине я добавил», например, мне её посоветовал Ибрагим или я увидел её в рекомендациях, и посчитал, что она меня развеселит. Для рабочих, обязательно «зачем её читать» и примерная оценка «сколько времени её нужно читать». В рабочих книгах часто бывает проще и дешевле заказать консультацию, чем тратить 5-20 часов на освоение книги и выяснить, что проблема не решена. Кстати, приходите ко мне на консультацию, помогаю с маркетингом, контент-маркетингом и управлением отделами маркетинга и редакциями.

Разберём пример с фильмами. Такую запись — я удалю даже без проверки. Не очень понятно «почему я добавил этот фильм», «зачем смотреть», даже не ясно что это: фильм? сериал? аниме? чей он?

плохая задача, отличный пример для чистки балкона
Слишком абстрактно и непонятно — скорее всего, удалю

А вот задача, которая более понятна и очевидна.

хороший пример задачи
Несмотря на подробности, не факт, что я её оставлю, возможно, прям сейчас, во время чистки я решу, что не буду смотреть комедии

Более подробно заполненная задача — помогает вспомнить и остальные подробности, вроде «зачем смотреть» или «почему добавил». Совсем необязательно это записывать буквально в текст задачи. Заодно так проще принять решение. Например, одно слово «дорама» для меня означает, что это какая-то сериальная штука, где каждая серия может длится дольше часа, а всего серий может быть 20. И я понимаю, что я не готов тратить столько времени на просмотр. Лучше удалить и не вспоминать.

Бонусный лайфхак: один список

Рекомендую список одной категории вести в одном месте, а ещё, позвольте рассказать, что такое «список».

Раньше я воспринимал список, как таск-менеджер или клочок бумаги, где есть буллиты, и напротив них что-то написано.

Оказалось, что списком может быть всё что угодно. Например, скачал книги на жёсткий диск, положил книгу в корзину, лежат книги на полке — к ним можно относиться как к списку. Это особенно заметно на примере рабочих задач. Вроде бы с вечера написал список задач, приготовился делать только их. А на завтра в обед клиент пишет тебе в Телегаме: «добавь души в текст» и ты всё бросаешь и делаешь. Телеграм, в данном случае, тоже список, просто более хитро выглядит.

Концепция «один список» — не означает, что все книги надо держать только в таск-менеджере, а корзину и жёсткие диски почистить. Прежде всего это значит, что когда возникает ситуация «а чтобы почитать» — первое место, в которое надо пойти — это тот таск-менеджер, где ведётся список книг.

Если регулярно записываете «вот на эту тему надо написать», то в ситуации, когда создаёте контент, идёте именно в это место. У меня это не таск-менеджер, а по-особенному доработанная Ноушен-доска.

Это тоже список, который тоже нужно регулярно чистить, избавляясь от неактуальных задач

Самих списков может быть много и они могут быть в разных местах. Просто в ситуации «когда я такой, то я иду в место, где веду список». Не нужно брать новую задачу из другого списка, если ваша работа не предполагает этого. Например, у меня есть корректор, он ведёт список в телеграме, а не в канбан-доске или таск-менеджере. Его рабочий процесс построен так, чтобы реагировать на сообщения от его клиентов в Телеграме, если ему пишут там, он оценивает задачу, сообщает дедлайн и работает. Ему не нужно «искать задачи где-то ещё».

Чистка балконов: главное

  1. В жизни должна быть регулярная задача «чистить балконы».
  2. А во время каждой чистки, список задач должен «похудеть».
  3. Желательно иметь «один балкон» для хлама, а не захламлять все балконы.
  4. Если захламлённый балкон мешает жить, никакая уборка не поможет. Тут нужен специалист, который поможет разобраться в причинах ваших проблем.

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya или на почту siv.vrn@bk.ru.

Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе. Ещё есть личный телеграм-канал «Кофейная душа Слюсарева».