100% работающий приём, чтобы научиться писать классные тексты — обратный инженеринг. Использую, как зарядку — то есть ежедневно, методично, потихонечку. Вы даже не заметите, но навык написания классных текстов появится «сам собой».
У обратного инженеринга, есть много синонимов: реинженеринг, реверс-инженеринг и обратная разработка. Суть метода: взять что-то, разобрать на детали, понять «как оно работает» и собрать обратно или новое. Через некоторое время практики обратного инженеринга захочется усложнить и перейти к модернизации текста.
Немного бла-бла-бла
Термин «обратный инженеринг» взят из машиностроения.
Классическая ситуация: инженеры одной страны, берут машину из другой страны, разбирают устройство по частям, а потом придумывают, как сделать такое же, но «лучше», или дешевле, или адаптируя под «свои условия».
И кто нас остановит от того, чтобы сделать так с продукцией конкурента? Со станком? Или с вкусным пирогом из кофейни? С картинами? Или с маркетинговой стратегией?
Если у импортного станка «отлетает» какая-то деталь, опытный фрезеровщик может выточить эту деталь, и станок вновь заработает. Опытный кулинар сделает и улучшит свой пирог. Художники, вообще так учатся, повторяя картины великих, пытаясь «поймать» нужные штрихи. Опытный маркетолог изучит и улучшит маркетинговую стратегию, поизучав конкурентов (кстати, вот тут про контент-стратегию, а ко мне в siv.vrn@bk.ru можно обратиться за разработкой стратегии).
Я настоятельно рекомендую использовать обратный инженеринг и в копирайтинге. Для этого всего-то нужен чужой «текст».
Метод Клиза, он же приём Остина Клеона — «кради, как контентщик»
Не я автор этой методики. В статье «Кради как контентщик» я переосмыслил советы из книги Остина Клеона «Воруй, как художник», переложив их на работу SMM-менеджеров и копирайтеров. Известный сценарист Джон Клиз дал следующий алгоритм для обучения молодых сценаристов (судя по всему, этому он учил чуть ли не в 1980-ых, то есть задолго до Клеона):
- Взять одну трогательную сцену из произведения, что вам нравится.
- Посмотрите только эту сцену.
- И ещё раз.
- Ещё раз.
- Смотрите до тех пор, пока не запомните всё настолько, что начнёт тошнить. Будете помнить всё: слова, паузы, эмоции, которые были и то безразличие, которое появилось после многочисленного просмотра.
- На холодную голову напишите сценарий этой сцены не подглядывая.
- На всякий случай проверьте, насколько вы близки к оригиналу.
- И начинайте учиться. Разберите сцену на детали, отвечайте на вопросы: «почему сцена работает», «где вы ошиблись, если ошиблись», «какие элементы, приёмы, правила можно использовать в будущем, дайте им названия» и так далее.
- Перепишите сцену, сделав её «лучше»: попробовать учесть, что будут другие актёры, попробуйте переписать, учитывая ограничения на бюджет или возможности актёров (скажем, копировали сцену из фильма-блокбастера, а играть будут школьники в театре самодеятельности).
Вот и весь алгоритм.
Как я работаю с обратным инженерингом на практике
Беру текст от «учителя». Переписываю его от 3 до 10 раз. После каждого переписывания делаю заметки и выводы. Вот и вся методика.
Тексты от учителей. У меня есть коллекция текстов, которые мне запали в душу. Каждый раз, когда вижу классный текст, неважно что это: статья, описание вакансии, лендинг — закидываю его в коллекцию (в 99 случаях из 100 это ссылка на страницу летит в Тудуист). Поэтому в моём списке задач всегда есть коллекция «учительских текстов».
Регулярно переписываю. Стараюсь выделить 2 — 3 часа в неделю на такое переписывание. Текстов значительно больше, чем моих возможностей на переписывание. Поэтому я чаще «инженерю» с текстами, которые нужны мне прямо сейчас. Когда-то пытался «почувствовать» построение лендингов и копировал все понравившиеся лендинги, то есть работал с форматом. Недавно впервые устроился в HR-агентство и переписывал кучу HR-кейсов, причём в первую неделю я написал часов на 20, вместо привычных 2 — 3.
Алгоритм. Сначала текст не очень внимательно читаю. Таким образом, я имитирую настоящего читателя.
Потом читаю во второй раз, но внимательнее и с анализом: «вот тут такой приём использован», «скорее всего автор вставил эту гифку, чтобы добиться такого результата».
После начинаю переписывать. Открываю два окна, в одном окне у меня оригинал, в другом пишу.
Вот фотка с места событий, где я копирую текст «Чему учиться у Людвига».

Я до сих пор не понимаю почему, но мне не хватает «один раз прочитать и переписать». После первого переписывания появляется инсайты, которые пропустил, когда читал текст. Я могу заметить неожиданную отсылку, понять шутку, увидеть какой-то текстовый приём.
У меня, уже после 2 месяцев такой практики я начал автоматически подмечать «ошибки» и «косяки» в чужих текстах. Так я понял, что имею право становиться редактором.
Нейросети? Используйте! Они помогут найти приёмы и фишки. Подскажут как улучшить подход к инженерингу. Могут сыграть роль читателя или редактора и показать как улучшить текст.
В личном-личном телеграм-канале пару раз я разбирал, как использовать обратный инженеринг, например, для того, чтобы научиться шутить: переписываем чужие шутки самостоятельно → собираем базу шуток в один файл → грузим в чатгпт. После просим AI придумать идеи для шуток, привести примеры и так далее. С этим материалом можно начать работать.
Инструменты: куда, как копировать и вести заметки? Я пробовал разные инструменты и понял, что лучше всего работает «когда переписываешь текст больше двух раз и в разные дни». В моём случае переписывать текст три раза, по разу каждый день — работает гораздо сильнее. Чем переписать этот текст пять раз, но за день. И переписать пять раз за день работает лучше, чем переписать один раз. Подозреваю, что очень хорошо сработает, если возвращаться к особо классным текстам через полгода, например.
В общем, по моему опыту на третье переписывания количество инсайтов сокращается, и обучение замедляется. По крайней мере, у меня так, как будет у вас — не знаю.

P.S. Столкнулся с тем, что не все могут долго и упорно делать это упражнение. Признаю, скучно переписывать рутинное переписывание одного и того же текста 3-10 раз. Но я гарантирую, повторяя это упражнения каждый день, в течение всего 2-3 месяцев — можно сильно прокачать навык копирайтинга и редактуры. Так что просто попробуйте «развивать привычку» и внедрите это упражнение в ежедневные обязанности. Если совсем не зайдёт — не страшно, есть и другие способы учиться.
— Илья, в чём твоя монетизация?
— В основном провожу консультации, делаю всякие проекты на заказ: собираю лендинги, пишу статьи, собираю презентации.
Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya или на почту siv.vrn@bk.ru.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе. Ещё есть личный телеграм-канал «Кофейная душа Слюсарева».