Обратный инжиниринг в копирайтинге


100% работающий приём, чтобы научиться писать классные тексты — обратный инжиниринг. Его надо использовать, как зарядку — то есть ежедневно, методично, потихонечку. Вы даже не заметите, но навык появится.

У обратного инжиниринга, есть много синонимов: реинжиниринг, реверс-инжиниринг и обратная разработка. Суть сводится к тому, чтобы взять что-то конкретное, разобраться по деталям и честно подумать, хотя бы 15 минут, а как тут всё связано, а почему эта деталь на этом месте, а почему работает и почему не работает.

Немного бла-бла-бла

Строго говоря, термин «обратный инжиниринг» из машиностроения. Классическая ситуация: инженеры одной страны, берут чужую машину, разбирают её по частям, а потом придумывают, как сделать такое же, но «лучше», или дешевле, или адаптируя под «свои условия». Вариантов много. И это не всегда плагиат машины! Например, завод купил какой-то иностранный станок, через год у него «отлетела» деталь, опытный фрезеровщик выточит эту деталь за пять минут и это тоже будет обратный инжиниринг.

И этот приём используется много где ещё, просто про него не всегда думают, что это «инжиниринг». В музеях можно увидеть студентов, которые делают копии картин. Повара ходят по заведениям и анализируют блюда, а потом пытаются сделать так же или лучше.

Я настоятельно рекомендую использовать обратный инжиниринг и в копирайтеинге. Для этого всего то нужен чужой «текст».

Метод Клиза, он же приём Остина Клеона — «кради, как контентщик»

В статье «Кради как контентщик» я переосмысливал советы из книги Остина Клеона «Воруй, как художник», а позже нашёл частный случай от Джона Клиза для развития сценарного мастерства:

  1. Взять одну трогательную сцену.
  2. Посмотрите. Ещё раз. И ещё раз. До тех пор, пока не запомнишь и эмоциональный запал сцены не скатится к нулю.
  3. На холодную голову написать сценарий этой сцены. Разобрать его на составляющие, то есть что важно сделать, чтобы вызвать такую энергию. Проверить себя. Правильно ли всё скопировали.
  4. Сделать выводы, то есть найти «приёмы», «правила» и выписать их отдельно и использовать в дальнейшем.
  5. Переписать сцену сделав её «лучше»: попробовать учесть, что будут другие актеры, учесть ограничения на спецэффекты и ещё что-то.

Вот и весь алгоритм. Примерно также стоит поступить в копирайтинге, рекламе, дизайне.

Как я работаю с обратным инжинирингом на практике

Беру текст от «учителя». Переписываю его от трёх до 10 раз. Каждый раз делаю заметки-выводы. Вот и всё.

У меня есть коллекция текстов, которые мне запали в душу. Просто закидываю список в Тудуист. Так как в нём всегда есть тексты для тренировки, то проблемы «а с чего начать» или «страх белого листа» у меня нет. Единственное, я стараюсь, хотя бы 2 часа в неделю выделить на эту тренировку.

Сначала текст просто читаю. Не очень внимательно, как будто за обедом.

Но после чтения уже начинаю вести заметки: вот тут такой приём, а тут такой.

После начинаю переписывать. В одном окне у меня оригинал. В другом текстовый редактор. Вот фотка с места событий, где я копирую старый Ильяховский текст «Чему учиться у Людвига».

После первого переписывания появляется инсайты, которые пропустил, когда читал текст. Например, замечаешь глубину шутки, видишь ритм текста. Как заметил инсайты, начинаешь размышлять «а почему так сделано», «а где ещё так можно сделать».

В какой-то момент, через два месяца илгод, вы автоматически начнёте замечать не только текстовые приёмы, но и думать над задачей текста. Поздравляю, в этот момент вы превращаетесь из копирайтера в редактора.

Куда копировать? Сначала я как-то искал «куда лучше копировать», если есть инструмент копирования, он улучшит обучение? По итогу понял, что третье-четвертое копирование текста на второй и третий день соответственно учит лучше, чем любой текстовый редактор. До меня долго доходит, как будет у вас — не знаю.

P.S. Когда я даю этот приём ученикам, работникам, людям приходящим на консультации, то периодически встречаю проблему «скипания». То есть мало кто хочет по честному переписывать чей-то текст 3-10 раз. И тем более делать это 2-3 месяца и дольше. На этот счёт нет никаких советов. Это действительно сложно, нудно и неинтересно. Но если по честному сделать так 2-3 месяца. По 20 минут каждый день. Можно прокачать свои навыки гораздо сильне, чем за год обучения на каких-либо курсах. На мой взгял дэто особенно заметно в лендингах, художественных текстах и сценариях. Просто, по честному поработать.

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.