Разбирал черновики и нашёл этот лайфхак, называется «перечитывай старые заметки».
Суть: раз в 3-6 месяцев перечитывать все материалы по каждому проекту. На эмоциях делать что-то: придумывать идеи для новых материалов, исправлять, делать отсылки.
Очень помогает находить «чеховские ружья». То есть ситуации, когда «недоговорил» или «забыл сказать об ***» или обещания «расскажу в следующий раз». Положу приём в курс «Как писать каждый день и не сдохнуть».
Годится для блогеров, личного бренда, для ведущих рассылок и подкастов и для авторов различных онгоингов: писателям, сценаристам, мангакам и так далее.
История
Новичком, чтобы побыстрее обучиться, я читал блоги экспертов. Находил нового бизнесмена и читал его с нуля до «сегодняшних» постов. Это было интересно, так как я находил много практических приёмов, видел клише и учился понимать тренды, какие заметки и когда были написаны, что думал эксперт и по каким правилам он это писал.
Читая одного эксперта, я обнаружил, что за полгода вышли примерно такие заметки:
1. «Вам нужен качественный контент! Без него нет продаж!»;
2. Люди не читают и особо не смотрят! Вам нужно МНОГО контента и МНОГО рекламы»;
3. «Нельзя никого критиковать без запроса!»
4. «Мой начальник пиздоглазое мудило».
Как-то непоследовательно, да? Либо не было стратегии и TOVа, либо её не придерживались. Именно тогда я подумал, что для активно пишущих, будет полезно раз в 3-6 месяцев перечитывать, что пишешь. Особенно если вчера писал про финансовые услуги, сегодня про грузоперевозки, а завтра про бездомных щенят.
Вопросы, перед сессией «перечитай старое»
Как пользоваться: раз в какой-то период выделять N времени и просто перечитывать старое. Это может быть выделенный фрагмент в календаре, скажем, раз в 4 месяца или в 6. Или просто по настроению, чувствуете, что не пишется — перечитываем. И это обязательно «долгая» сессия, выделите на это 2-3 часа.
Что нужно, перед тем как начать? Подготовьте «бумажку и ручку» (я сразу заношу в задачи в планировщик). И поставьте цель «зачем перечитывать?»
Рекомендую тактики-вопросы:
— Яне договорил: в заметках находить «о чём забыл сказать?» или «о чём ещё надо бы рассказать по этой теме?».
— Ситуация поменялась: бывают вещи, которые полгода назад были верны, а сейчас нет, например, что-то запретили, а, может быть, вы сами изменились и поняли что ошибались, в этом случае можно написать новую заметку или переписать старую. Иногда достаточно повесить плашку «это было актуально на момент написания, сейчас уже нет». Примерно так я сделал с заметкой бесплатный SMMplanner.
— Сделать отсылку для своих фанатов: то перечитывать заметки с таким подходом, чтобы их можно было удачно вспомнить. Про отсылки попробую как-нибудь отдельно рассказать, подобный черновик лежит у меня с 2018.
— Сделать перелинковку. В старых статьях можно отсылаться на новые и наоборот, если вдруг забыли о какой-то статье, а она там просится. Подробнее в материале про перелинковку новой статьи.
— Скорректировать «образ и стратегию», то относительно чистыми глазами увидеть стратегические ошибки. Например, я в какой-то момент перечитывал и понял, что блог стал не контент-маркетинг, а про фриланс. Мне такое не надо, я и поменял подход к созданию тем, а про фриланс стал писать в другом месте.
N. B. Обычно я просто выделяю 2-3 часа на один проект и пробегаюсь по текстам. Периодически меня «стреляет» и после одной заметки я придумываю 2-4 статьи, а прочитав следующую, я ставлю задачу на перелинковку. Нет такого, что я только придумываю, как сделать перелинковку.
Про отсылки в «перечитай старое»
Давнымдавно я думал, что отсылки, оммажи, аллюзии в художественных текстах и в кино делаются осознанно ещё на этапе построения структуры истории.
Думаю, часть таких отсылок, действительно планируется заранее. Например, Артём Логинов выпустил пост про третьесентябрьского шафутинского. Он даже не скрывает, что это стёб. Кажется, что такой повод вспомнить старый пост был запланирован с самого начала, возможно, даже в день написания той заметки.
В манге «Бакуман» я увидел другую вариацию «перечитывай старое». Эта история про мангак и про создание манги. В какой-то момент авторы словили творческий спад, и редактор посоветовал им перечитать все главы манги с самого начала, чтобы найти «оставленные ружья, которые могут стрельнуть». Авторы действительно перечитали, вдобавок перечитали мангу тех авторов, которых уважают и ценят и смогли создать новые главы истории. Великолепно!
Про нейросети
В какой-то степени задачу «перечитать» — можно поручить нейросетям. Особенно если вы умеете обучать чат под какой-то контекст. Для этого нужно сделать «чат-редактор» и скормить ему весь контент, который вы ранее впустили. Которому будете каждый раз скидывать новый текст и просить «оценить и прокомментировать». Чат сможет подсказать, какие сделать ссылки и нет ли явных противоречий с предыдущими постами.
Но лишь в какой-то степени. Я всё равно советую самостоятельно перечитывать! Это займёт какие-то пару часов за полгода, взамен вы получите кучу классных эмоций (впрочем, не всегда позитивных) и кучу задач для работы.
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе.