В 2015 я, когда я только становился профессиональным фрилансером, то мечтал стать «свободным художником». Хотел просыпаться не в 6 утра, а в то время, в котороя хотел! Хотел добираться на работу не на транспорте, а просто открыв дверь в соседнюю комнату! Работать за удобным креслом, а не на стандартном офисном стуле.
Ошибка фрилансер VS свободный художник
Я немного ошибался. Фрилансер, несмотря на всю «свободу», вроде выбора места или времени работы — не является «свободным художником».
Свободный художник сам придумывает, сам делает продукт, сам продвигает его и получает с этого прибыль! Свободный художник — это предприниматель, который уверен в своём таланте и тратит своё время, энергию и знания на создание продукта. Он же и рискует.
Фрилансер — тот, кто всегда ищет кого-то, кто даст ему идею, которую он воплотит в жизнь. Заказчик фрилансера придумывает идею, согласовывает её, даёт денег и рискует.
Хотя у этих двоих образ жизни может быть похожим друг на друга, занимаются они всё таки разными вещами!
В этом плане эсэмемщики, дизайнеры, программисты, копирайтеры, не отличаются от кондитеров, клинеров, визажистов, фотографов, мастеров по ноготочкам и прочих ребят. Все они — обслуживающий персонал. Это не значит, что мы не можем быть творческими или талантливыми.
Риск — вот что отличает свободного художника и фрилансера.
Фрилансер не раб, не работник, а партнёр, который создаёт продукт!
Представим сказочную и сильно преувеличенную ситуацию! ↓
К кондитеру приходит клиент и говорит: «Испеки красный бисквитный торт! Используй натуральные сиропы, вроде топинамбура. Весом на 2кг. Без надписей, но праздничный! Он ведь на день рождения!»
Задача понятная, кондитер берётся и через некоторое время отдаёт заказ. Кажется, что кондитер создал продукт — торт!
А через пару дней этот клиент приходит и говорит: «Вы тут совсем охренели? Я потолстел на 2кг из-за вашего торта!»
Кондитер начинает разбираться в чём проблема, но уже с первых строк понятно, что у клиента были какие-то неправильные ожидания от «продукта». Оказывается, что чувак где-то на «Образоваче» увидел материал с названием «красные сливки и масло», чтобы расщепить это масло — организм тратить килотонны энергии, и десерты из этого красного масла реализуют мечту: «чтобы такого съесть, чтобы похудеть!»
Кто виноват в этой ситуации? На мой взгляд виноват исполнитель! Ведь исполнитель должен носиться с задачей и выяснять всю подноготную, его настоящий продукт не «торт», а «довольный клиент». Иногда для этого нужно детально выяснить задачу: «почему красный!», «почему сиропы из топинамбура!», «почему торт на праздник, но без надписей!». Возможно такая дотошность будет раздражать клиента, зато пройдя это выяснение задачи — можно дойти до нормального создания продукта.
Продукт — это довольный клиент, а не то, что вы там делаете!
Что говорит клиент
Я специально взял пример с кондитером и волшебным красным маслом. На этой абстракции будет проще понять, что эсемемщики, копирайтеры, дизайнеры должны делать — продукт, а не то, что они там делают!
Иногда клиенты озвучивают запрос, который звучит на «нашем языке», они используют специализированные термины, и приводят релевантные примеры. Но не всегда они делают это правильно. Относитесь к этому так, как будто к хирургу пришёл пациент и требует взять скальпель номер 4 и вырезать болячку вон там. Даже если это звучит разумно и правильно — это не значит, что нужно именно так и делать.
Поэтому фрилансер всегда выясняет, почему стоит именно такая задача и что с ней было «до» и «после». Выясняя это, можно подобрать более удобное решение или вовсе отказаться от задач.
Однажды ко мне на консультацию пришёл маркетолог софтверной компании, у которой была задача «опубликовать экспертные статьи на хабре». На первый взгляд — всё логично. Я начал выяснять «зачем» — оказалось, что компания хочет заниматься контент-маркетингом, чтобы чаще выигрывать в тендерах. Люди, принимающие решение о том, что компания Х получает тот или иной тендер часто смотрят на «что пишут в интернете про эту компанию». Для этого достаточно нанять одного пиарщика, который будет создавать десятки упоминаний в неделю, он будет стоить дешевле, чем одна статья с одним упоминанием — в результате мы сэкономили кучу времени, энергии и денег.
Сложно думать за клиента! Возможно, я как-нибудь поделюсь своим опытом об этом. Сейчас просто зафиксируем главную мысль: «Фрилансер — это обслуживающий персонал. Он использует свою голову, знания, навыки, чтобы реализовать идеи за бюджет заказчика». Посмотрите фрагмент интервью с Куртом Вайдеманом, оно как раз об этом.
Читать больше:
? Чем бариста и эсэмэмщик схожи (запись во ВКонтакте).
? Как фрилансеру найти силы работать, когда ничего не хочется.
? Правило лодки — выбираем по-настоящему правильные задачи, которые приближают к цели
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе.