Максим Ильяхов в своём блоге как-то написал: «Буратинки — абстрактный, выдуманный персонаж статьи. Если в статье есть буратинка, возможно со статьёй что-то не так.»
В 2017, для статьи Эсемемпланера, я использовал буратинку Ибрагима. Позже появились и другие: Алиса, которая участвовала в играх, Прохор и Ким, которые участвовали в вебинарах. А в 2021 — написал тестовое в Кинжал, где он полюбился и остальным авторам. Почему же так произошло?
Как появился Ибрагим
Для рекламы Пепер-ниндзи нужна была серия статей «как использовать этот сервис». Я знаком с сервисом и аудиторией, поэтому и взялся.
Писать очередную инструкцию «делай так» — было скучно, поэтому я сосредоточился на форме. Использовал реальные кейсы моих знакомых предпринимателей и превратил всех предпринимателей в один собирательный образ «Ибрагима». Ну, как собрал, написал на листочке — Ибрагим, это одновременно Никита из общепита, Даниил из кожгалантерии и Владимир со своими продуктовыми точками.
Каждый раз, когда я писал статью про маркетинг и использовал Ибрагима, на самом деле, я писал про реальных людей.
Так как мне было скучно и я игрался с формой, то буратинке дал имя из мема с кандибобером. Хотел посмотреть, кому это имя о чём-то говорило.
Позже Ибрагим появился в нескольких других статьях и играх, и читатели его заметили. Даже писали «хотим продолжения». Но, кроме меня, его никто не использовал. Я думаю, это из-за того, что большую часть статей писали копирайтеры и писали в стиле «отрерайченный рерайт». Чтобы правильно использовать Ибрагима, нужна была реальная жизненная ситуация, при этом за такой элемент никто не доплачивает. Для меня, того, кто живёт среди предпринимателей и эсемемщиков — Ибрагим в фокусе, это сервисы вокруг него и он ими иногда пользуется, а не наоборот. Поэтому придумать историю с Ибрагимом и другими буратингками было легче.
Что тут важно:
- В основе Ибрагима — реальные люди с которыми я знаком,
- Ибрагим появлялся относительно постоянно, вокруг него свой сеттинг,
- Необычное имя и отсылка к мему — укрепили эффект.
В чём проблема буратинок
Проблема буратинок по Ильяхову: выдуманный и абстрактный персонаж.
Авторы, когда видят, что у них получается хрень — используют абстрактного Васю. Вероятно, они рассчитывают, что читатель в этом Васе узнает себя и поэтому прочитают материал. Так не работает. Статью читают не потому что в ней есть Вася или Ибрагим, они читают, потому что статья попадает в них своей интересностью: решает текущую боль или развлекает.
Именно поэтому использование буратинки говорит о неудачной статье, но необязательно. Для Эсемемпланера это были мои знакомые, для Кинжала я заменил себя и свою историю Ибрагимом. Я начинал со смысла и примера. Поэтому история и цепляет. Практически как в сериале «Фарго», где в каждой серии пишут «Все события реальны, из уважения к людям мы заменили имена!»
Впрочем, если просто использовать обычные имена «Васю-Петю-Машу» — буратинка не сработает. Статья покажется шляпой.
Как сделать буратинки живыми
- Перед созданием буратинок — думать о смысле.
- Используйте реальных людей, в вашем окружении должен быть человек, которого вы знаете, и который проживал похожую ситуацию про которую вы пишете. Если вы пишете про то, как отдать кредит — найдите человека из вашего окружения, кто отдал кредит. Если это вы сами — идеально!
- Придумайте буратинке интересное имя, но не слишком.
- У Ильяхова: Буратинки
- В Кинжале первая статья Кинжала с Ибрагимом: Продаёте себя на собеседовании? Не надо
- В Эсемемпланере — самая первая статья с Ибрагимом: Удивительная история про розовых хомячков
- Кейс повышения вовлечённости в соцсетях, с помощью Ибрагима и Алисы в Эсемемпланере
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya или на почту siv.vrn@bk.ru.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе. Ещё есть личный телеграм-канал «Кофейная душа Слюсарева».