Формулы создания цепляющих заголовков: эчпочмак Ильяхова


Максим Ильяхов придумал схему эчпочмака, в ней заголовок раскладывается на: прагматическую, социальную и эмоциональную. Для удобства схема раскладывается в трёхмерную систему координат и немного напоминает треугольник. То есть эчпочмак!

Объяснение эчпочмака Ильяхова
Эчпочмак для заголовка

Что значат «пользы» в заголовке

Полезное действие материала — то, чем материал полезен читателям. То есть ради чего им его читать? Кстати, эта польза бывает разной! Ошибочно думать, что если нет ничего обучающего или экспертного, то нет и пользы. С точки зрения «читателя» — польза, это то, что ему в какой-то момент интересно! Кстати ожет быть и в развлечении. Один и тот же материал может быть полезен с разной стороны. Полезное действие заголовка — помочь читателю понять, в чём польза материала, то есть заголовок несёт обещание.

Прагматика

Про рациональную пользу. Можно измерить в деньгах, экономии времени или других ресурсов, решением своих проблем и так далее. «Составляем месячный отчёт и зарабатывать на этом» — очевидно, что это простой и полезный заголовок, потому что, обладая практическим навыком, можно заработать.

Составить месячный отчётКак составить месячный отчёт за 5 минут
Готовим кофе в туркеКак приготовить вкусный кофе в турке из дешёвого зерна
Социальное

Про принадлежность к какой-то социальной группе, то есть обещают «ты такой же как и „эти“». Как следствие такие заголовки «отрезают» «не таких» читателей, взамен привлекая наиболее релевантных. Часто используются в пропаганде. Годятся всякие социальные группы:

  • профессиональные: SMM-специалист, сантехник, домохозяин;
  • геолокационные: деревенские, колхозники, воронежцы, вьетнамцы;
  • возрастные: поколение Z, подростки.
Составить месячный отчётКак SMM-специалисту составить месячный отчёт
Готовим кофе в туркеКак вьетнамцы готовят кофе в турке

Эмоциональное

Про возможность испытать эмоцию. Просто определяемся, какую эмоцию пытаемся вызвать, и думаем какие слова её подогреют. Проще использовать базовые эмоции: гнев, радость, ненависть, любопытство. Их же проще всего вызвать. Если нет идей «как» — изучайте политические СМИ крайних взглядов.

Составить месячный отчётКак составить месячный отчёт и не быть уволенным
Готовим кофе в туркеКак приготовить кофе в турке, чтобы эти ебучие снобы отстали

Накаляйте заголовок

Каждая стрелочка эчпочмака — вектор, у которого есть сила влияния. Спокойные заголовки уходят недалеко по вектору. Заголовок «Как составить отчёт» — займет немного силы по всем трём векторам, примерно вот так.

Спокойный заголовок

Поиграемся с влиянием одного из векторов, например прагматичного: «как составить отчёт и не потратить полжизни», «как составить отчёт, после которого вам повысят зарплату». Чем лучше знаешь аудиторию, тем точнее сможешь подобрать слова. Получится что-то вроде: «Как составить отчёт, после которого у заказчика потянутся руки к кошельку и он выдаст премию!».

Раскачиваем прагматику в эчпочмаке Ильяхова — как составить отчет, после которого дадут премию

Так можно крутить любую из направляющих, а можно объединить их друг с другом. Учтите, что заголовок — это обещание того, что содержится в статье. А чем дальше по оси эчпочмака находится тригер, тем больше ожиданий у читателя. Старайтесь не обещать больше, чем то, что у вас уже есть в статье.

Чтобы было проще — экспериментируйте с таблицей заголовков. Так можно перебрать различные варианты заголовков, а после подобрать лучший.

Матрица составления заголовков

Ждите следующих публикаций. Будут рекомендации от старой школы американских классиков: Шугерман, Огилви и другие и 7 смертных грехов, а там и про кликбейт расскажу.

—🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можно сразу писать в телеграм: @slusarevilya.