Продолжаю «цепляющие заголовки». В этой про кликбейт или желтуху! Пригодится, когда будете составлять карточку статьи или подводку в соцсетях.
Кликбейт — понятие размытое, один и тот же заголовок для одного кликбейтовый, а другой нет. Посмотрите на публикации в Яндекс-дзене! Формально он запрещает кликбейт и оскорбления в заголовках, но в комментариях к публикациям часто жалуются на кликбейт, которого нет, а жалуешься в техподдержку — они игнорируют это, даже если материал хороший!
Авторы, блогеры, редакторы, продвигаторы личных брендов должны знать:
- Люди не «любят» читать. Мир и так полон контентного мусора. Иногда я нахожу свои статьи, которые скопировали, сохраняя мои грамматические ошибки! Люди не любят читать, но кликбейт помогает обратить на себя внимание!
- Если посмотреть на средние цифры рассылки, то из 1000 охваченных-отправленных писем, на сайт перейдут, дай бог 50 человек. Чтобы увеличить это число — работаем с заголовком на уровне темы письма, подзаголовков письма, на кнопке и в самой статье!
- Дэвид Огилви утверждал, что заголовки читают в 5 раз больше людей. Но я думаю, что показатели со времён Огилви изменились! Да и в интернете соотношение должно быть другим. Поэтому желтуха в заголовках помогает хоть как-то привлечь внимание.
- Заголовок — это обещание! Так автор обещает читателю «прочти это, ведь тут…». В общем, используем принцип «скользкой горки» Шугермана.
- У кликбейта подмоченная репутация из-за неумелого использования. Люди думают, что кликбейт — это про обман, что-то типа пушапа и умелого макияжа. Однако, если кликбейтить аккуратно и правильно, не перегибая, получится что-то вроде естественного макияжа. Ведь люди не против обмана, людям просто не нравится узнавать, что их обманули. Если мы кликбейтим и обманываем, то при чтении статьи этот обман вскрывается и мы теряем читателя.

Медиа — выигрывает охват
Представьте, я и Артемий Лебедев одновременно пишут и публикуют посты «принципы удалённой работы». В любых показателях от такого поста выигрывает Лебедев. Качество материала не имеет значения! Качество заголовка даже не поможет сократить разрыв. Отсюда вывод — подумай о дистрибуции!
Популярность материала
Все исследования кликбейтов, которые я смотрел — замеряли охваты и репосты. Типа, если у одного издания больше охватов с таким типом заголовков, то этот заголовок более кликбейтовый.
Нет никаких исследований «как себя ведёт читатель», «насколько хороша открываемость» и тем более не учитываются внешние факторы. Вывод — аккуратнее с выводами исследований!
Слова
Большинство исследователей кликбейта работают с отдельными словами в заголовке. Они не изучают смыслы. Поэтому мы легко найдём результаты исследований в духе «все популярные заголовки начинались с заглавной буквы», «те, кто использует эмодзи — занимаются сексом чаще» или «популярные заголовки содержат „как“ и „почему“». Я думаю это неправильно. Отсюда вывод — сначала сделайте заголовок интересным, а потом подключайте слова!
Единственный нормальный способ научиться писать кликбейтовые заголовки
Нужна практика — жёсткая тренировка по написанию кликбейтовых заголовков!
Откройте Яндекс-дзен в режиме инкогнито. Листайте. Запишите в таблицу 40-60 заголовков, которые зацепили ваше внимание. Кроме Дзена, можно «гулять» по сайтам с пиратскими сериалами или откровенно левым сайтам с публикациями про звёзд. Наблюдайте за баннерами и выписывайте заголовки привлёкшие ваше внимание в таблицу.

Затем выбираете 10 постов из новостной ленты и записываете их в столбик, и переписываете выбранные посты, переформулируя их под кликбейт к своей статье. Повторяйте регулярно.

Что говорят эксперты про заголовки в стиле кликбейт
Практически все исследования говорят одно и то же: определённое количество слов и наличие определённых слов делает заголовок интереснее.
Самое интересное исследование — от Базсумо. Главный вывод «достаточно длинные заголовки привлекают больше внимания»

Фильтры для кликбейт-заголовка
Используйте фильтры, через которые нужно пропустить заголовок. То есть у вас есть какой-то заголовок, вы используете фильтр и переделываете этот заголовок.
Тут есть фильтры:
- эмоция,
- интрига,
- польза,
- 5 вопросов,
- конкретика,
- уважение.
Эмоция
С помощью заголовка попытайтесь вызвать у человека какую-либо эмоцию. Проще всего это показывать через действия: «мама увидела, что сделала дочь и расплакалась от счастья», «старушка пришла на могилу мужа и была шокирована». Обратите внимание, мои примеры содержат треш-кликбейта.
Интрига
Добавьте в заголовок некую загадку. Способов как это сделать — много. «Названа самая долгоживущая черепаха», «Теперь мы знаем, что-это за Ш-образная металлическая пластина».
Полезное действие
Пообещайте с помощью заголовка некое улучшение жизни, так чтобы читатель понимал «вот он прочтёт и сможет вот так вот улучшить свою жизнь».
5W
В английском языке есть 5 ключевых вопросов и они начинаются на W: кто (who), что(what), где(where), когда (when), почему (why). Это старинный журналистский приём, при неумелом использовании которого выяснилось, что если вынести соответствующее слово в заголовок, получится заголовок с бОльшим потенциалом распространения. Не знаю, поверите вы или нет, но если приписать «как» почти к любому заголовку, на него будут кликать чаще. По крайней мере, я запускал обучающие статьи с А/Б-тестом и получил такой результат.
Конкретика
Конкретные заголовки читают чаще. Сравните «составляем отчёт» и «Сммщикам: составляем отчёт».
Какую статью прочитают больше людей? Правильный ответ — ту, которую опубликует Артемий Лебедев. Но если Лебедев опубликует обе, то у второй «СММщикам: составляем отчёт» больше шансов быть прочитанной сммщиками.
Число в заголовке — частный случай применения фильтра «конкретика». Такие заголовки обещают определённый объём чего-то. Обычно это каких фактов, единиц информации. Якобы людям нравится понимать, что это всего 5 советов, которые займут 3 минуты, а не рандомной длины статьи. Базсумо считает, что если и использовать цифры в заголовке, то это 10, 5, 15 и 7.

Уважение
Проверьте, не обижает ли, ваш заголовок целевую аудиторию. С этим фильтром аккуратнее. В нашем мире невозможно написать что-то, не обидев кого-то. Поэтому мы идём на риск и «обижаем» нецелевую аудиторию, но стараемся соблюсти баланс и не перегнуть палку.

Что делать, если заголовок нагревает читателя?
Есть ли в заголовке обман? Некая информация, которая обещает того, чего нет внутри материала? Может, стоит отредактировать заголовок или сам материал?
Иногда проще отредактировать материал, чтобы оставить огонь-заголовок.
Есть ещё с десяток фильтров, о которых я могу рассказать, и ещё больше о которых я не догадываюсь. Именно поэтому я рекомендую «бегать» по Яндекс-дзену в режиме инкогнито, искать сайты с пиратскими фильмами, вместо чтения теории.
А теперь, обещанные ссылки на предыдущие материалы и помните, следите за блогом, чтобы поймать ещё парочку заметок про составление цепляющих заголовков.
Эчпочмак Ильяхова
7 смертных грехов
— Илья, в чём твоя монетизация?
— В основном провожу консультации, делаю всякие проекты на заказ: собираю лендинги, пишу статьи, собираю презентации.
Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya или на почту siv.vrn@bk.ru.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе. Ещё есть личный телеграм-канал «Кофейная душа Слюсарева».