в Контент-маркетинг, Спецпроект

Формулы создания цепляющих заголовков: эчпочмак Ильяхова

Открываю серию туториалов по составлению цепляющих заголовков, в особенности для соцсетей. Сегодня про эчпочмак Ильяхова — просто и универсально.

Максим Ильяхов придумал схему, по которой заголовок раскладывается на три направляющие, и визуально представляется в виде треугольника, поэтому эчпочмак.

Объяснение эчпочмака Ильяхова

Прагматика — что-то понятное и рациональное, что мы объясняем себе как нечто нужное нам и полезное. Можно измерить в деньгах, экономии времени, решением своих проблем и так далее. «Составляем месячный отчёт и зарабатывать на этом» — очевидно, что это простой и полезный заголовок, потому что, обладая практическим навыком, можно заработать.

Социальное — показывает принадлежность к какой-то социальной группе. Обычно такие заголовки отрезают «лишних», зато увеличивают вероятность привлечения целевой аудитории. Классический пример «SMMщикам: как составить месячный отчёт» — из заголовка понятно, что маркетологам, продавцам и другим, читать статью можно, но не особенно нужно, а вот эсэмэмщикам полезно. Обычно к социальным относят триггеры племени: профессиональные (сммщик), геолокационные (воронежцы), возрастные (подросткам) и многие другие, названия которым я придумать не могу (миллионерам, родителям, холостым и т.д.)

Эмоциональное — пытаемся вызвать какую-то эмоцию, чем эмоция сильнее, тем кликабельнее заголовок. Любопытство, радость, гнев — используем базовые эмоции и думаем, как её вызвать — «SMMщикам: как составить месячный отчёт, после которого вас уволят».

Чем заголовок спокойнее, тем меньше условных пунктов он займёт, чем дальше уходит по направляющим, тем больше соберёт охвата в социальных сетях.

Спокойный заголовок

Логика составления заголовков — весьма проста, формулируем содержание текста, и раскачиваем по направляющим. Возьмём «прагматику» и подумаем, какую пользу можно получить: «как составить отчёт и не потратить полжизни», «как составить отчёт, после которого вам повысят зарплату» и так далее. Хорошее знание целевой аудитории и CJM, поможет составить наиболее полезные заголовки.

Раскачиваем прагматику в эчпочмаке Ильяхова — как составить отчет, после которого дадут премию

Подобным образом можно играться с каждой направляющей. Но вместо игр, я просто покажу матрицу заголовков. Заголовки, естественно, можно комбинировать друг с другом, получая одновременно релевантные и цепляющие заголовки. Учтите, чем дальше по оси эчпочмака находится заголовок, тем больше ожиданий сформирует читатель, соответственно тем сильнее последний расстроится, если не получит желаемое. Пойдёт, перетрёт косточки на фейсбуке, напишет что-то оскорбительное в комментариях. Чем больше таких ребят будет, тем сильнее вы теряете в репутации, так вы формируете образ «скандалиста», который любит «хватить через край».

Матрица составления заголовков

Ждите следующих публикаций. Будут рекомендации от старой школы американских классиков: Шугерман, Огилви и другие и 7 смертных грехов, а там и про кликбейт расскажу.