«СММщиков не существует» или краткий обзор на СММ-профессии

Ладно, я немного обманул. По идее, профессия СММщика существует с 95. Тогда появился Классмейт (первая соцсеть), который существует и сейчас. У меня нет пруфов, но уверен, что и тогда появились смекалистые люди, которые начали зарабатывать в Классмейте.

Если пройтись по всем, кто занимается СММ, и спросить: «Опиши, что ты делаешь на работе»… Или «Дай чек-лист своих обязанностей»… Или, спросим: «Вот в чём твоя профессия? Что делаешь?» — наберём большущий список разных операций. Полный набор хватит на целую книгу. Всё дело в том, что маркетинг в соцсетях — слишком широкое определение.

Сейчас мы не готовы стандартизовать СММщика, но попытки предпринимаются… Поэтому  корректнее использовать «СММ-специальности». 

Как искать человека, который закроет задачи по социальным сетям

  1. Вести подробные переговоры, в которых обсуждаются ожидания и возможности.

Заказчик объясняет то, что он хочет получить. Потенциальный исполнитель принимает ожидания, отрабатывает, говорит о своих возможностях и ограничениях.

Если собираетесь искать СММ специалиста, следуйте моему чек-листу:

  • опишите свои ожидания, к какому результату нужно привести,
  • опишите конкретные действия, операции которые вы ожидаете от исполнителя,
  • напишите вакансию с перечнем ожиданий и операций, можно описать условия работы и зарплату, но это не обязательно,
  • дайте в вакансии мини-задание для фильтр-отсева.

Фильтр-отсев. Небольшое которое надо выполнить, чтобы работать с работодателем. Для примера, скажем, для отклика нужно написать на линкендин, или прислать первой строчкой в отклике: «Ну что, олды здесь!». Это простое задание на внимательность и аккуратность много покажет про человека, вы просто пропустите мимо себя «мусор».

Чем серьезнее задача, тем чаще должен звучать вопрос «зачем». Исполнитель должен не тупо задавать вопрос, как какой-то попугай, а пытаться понять, что вы ожидаете от выполнения таких операций.

Процессы

С точки зрения всех процессов, есть три уровня работы.

Агентский — с одной стороны заказчик, с бюджетом и принимающий отчеты, с другой стороны команда спецов. Заказчик и агентство работают до тех пор, пока их устраивает качество такого взаимодействия. 

Штатный — некий бренд или компания строят свой отдел с такими специалистами. Так как нигде нет единого описания должностей, то штатные специалисты могут совмещать всё что угодно. Штатных набирают с расчетом, чтобы они долго работали. Готовы вложиться в обучение. Будут «терпеть» косяки. 

Фриланс на проекте. На один разовый проект набирают исполнителя. Закончился проект — расстаются. Нужны были соцсети в Новый год — наняли фрилансера, сделали — расстались. Если фрилансер остается надолго, то это ближе к штатной работе. 

Теперь к специальностям!

💩 Профессия СММ-менеджер

СММ-менеджер — использует это определение, когда имеют в виду человека, который отвечает за все. Это или менеджер в агентстве, который общается с клиентом, а потом отдает задачи, либо многорукий многоног. 

Если использовать аналогию с армией и наёмниками, то СММ-отдел в крупных компаниях это рота солдат и офицер-руководитель, а СММ-менеджер — наёмник. 

💩 SMM-продюсер

Продюсер — редкая должность. Работает с блогерами. Есть целые агентства, которые продвигают блогеров. В основном продюсер отвечает за выпуск информационных продуктов. Для блогеров — это регулярная работа с аудиторией, рекламные интеграции. 

💩 Аккаунт-менеджер

Аккаунт-менеджер — это «бегунок», человек, который бегает от заказчика к исполнителю и отвечает за коммуникацию в проекте. Заказчик спрашивает какие-то вещи с аккаунта, не доебывается до реальных специалистов, а аккаунтер отвечает за передачу нужных данных.

В обязанности аккаунтера не входит «дрючить» команду или руководить исполнением стратегии, он передает настроения заказчика. Отругать команду и заставить её работать, может только продюсер, или руководитель проекта.

Тут нужен человек с развитыми коммуникативными способностями. Здорово иметь  понимание смм, понимать командный дух и обладать железной выдержкой. Я знаю аккаунтеров, которые после переговоров, могли закрыться в туалете и плакать полчаса. 

💩 СММ-стратег

Это СММщик с большим опытом, пониманием специфики каждого инструмента продвижения, и маркетинговым мышлением. Последнее, сложнее всего заработать.

Он придумывает стратегии развития, которые приводят к результату. Главное умение — видеть причинно-следственные связи.

Он возится со стратегией. Ведет производственный учёт. Знает, сколько времени уходит на производство контента. Анализирует выхлоп с учётом потраченного времени. Кажется, что в агентствах должно быть много стратегов. Однако чаще они появляются во фрилансе. 

💩 СММ-аналитик

Самая редкая должность, которую я когда-либо встречал. 

Учтите, что составлять отчёты из мягких метрик: лайки, репосты, комментарии и умение подсчитать, с каких постов пришло больше всего продаж немного разный уровень. Хотя визуально и те и другие делают отчеты.

💩 Таргетолог

Самая популярная профессия. Таргетолог рисует креативы, придумывает гипотезы, запускает рекламные кампании в рекламном кабинете. Часто таргетологи специализируются на одном рекламном кабинете, скажем только Фейсбук или Инстаграм, но чаще потребность бывает в универсальных таргетологах.

Обычно таргетологи отвечают только за трафик. Однако хорошие спецы могут навтыкать за плохой контент, комьюнити-менеджмент. 

💩 Парсеолог

Этот человек придумает способы сбора целевой аудитории. Сможет найти более конверсионную аудиторию. Обычно это помощник таргетолога. 

💩 Менеджер по рекламе, посевщик

Как и таргетолог отвечает за трафик. Работает с блогерами, СМИ, пабликами. Он должен оценить качество рекламной площадки и составить медиакит. Хороший посевщик собирает база блогеров. 

💩 Специалисты по серому и черному трафику

Конкретных операций по такому трафику много. Их нужно разделять — это специалисты работают с бот-фермами (к примеру, SERM в социальных сетях, это на 90% работа с бот-фермами), масслайкниг, массфрендинг, создание фейковых отзывов, отслеживание чужих комментариев.

💩 Контент-менеджер

Контент-менеджер  — это управленец. Управляет готовым контентом, следит за контент-планом, следит за рубриками, регулярностью постинга. 

💩 Профессия контент-мейкер

Мейкер — это автор контента, создатель. В агентствах и компаниях вместо “мейкера” могут использовать копирайтер, художник, фотограф, видеооператор, монтажник и так далее.

💩 СММ-копирайтер

Это самая популярная специальность среди всех прочих. Отличий копирайтера обычного от СММ копирайтера не очень много.

💩 СММ-дизайнер

Дизайнер, который решил специализироваться на форматах контента для социальных сетей. Придумывает оформление, делает фирменный стиль: аватарки, посты, обложки. Обычно это фрилансер, который работает на проектах, редко агентства берут себе в штат такого дизайнера, чтобы постоянно был человек, специализирующийся на картинках. Иногда под дизайном в соцсетях подразумевают и тех ребят, которые обрабатывают фоточки для Инстаграма. 

💩 Комьюнити-менеджер

Отвечает за все точки контакта компании в соцсетях. Он находит упоминания, он мониторит комментарии, он следит за чатами и сообщениями сообществ. Он голос компаниии.

💩 Продавец

Люди, которые специализируются на продажах в переписке, вообще это обычный продавец, просто он должен переписываться с лидами. 

Хорошие продавцы умеют работать с базой покупателей, вовремя предлагать им скидки, могут дать задание таргетологу. 

Дальше идут профессии без эмодзи, потому что я не уверен, что этих людей нужно выделять из диджитал сферы в СММ-сферу.

Менеджер по спецпроектам

Делает всякую непредвиденную хрень в рамках одного бренда. Если аккаунтер работает над одним брендом, то менеджер по спецпроектам будет делать нечто особенное для одного бренда, скажем у SMMplanner есть календарь: https://smmplanner.com/l/ru/calendar/ 

Для создания этого проекта внутри бренда, нужен отдельный ответственный.

Призолов

Этот человек умеет искать конкурсы, он создает базы фейков для участия в конкурсах, соблюдает условиях. Самое важное, этот человек умеет делать это массированно, если вы видите, что в ваших конкурсах много фейковых-аккаунтов, возможно за вас взялся всего один призолов. Главная их задача — выиграть приз, а затем, перепродать его.

Чтобы уменьшить количество призоловов, в описании конкурса стоит описать ограничения, которые в состоянии выполнить реальный человек, но не аккаунтер, вроде «пригласить 10 реальных участников», «быть в онлайне в момент подведения итогов», «внутри аккаунт иметь только один репост с конкурса за месяц» и так далее.

Профессия СММ-консультант или коуч

По идее, это любой специалист из всего моря смм-специальностей но с большим опытом работы, но в реальности это люди, которые решили, что они могут брать за свои ответы деньги. Обычно консультанты хуже пидарасов, они появляются один раз, отвечают на какие-то вопросы и сваливают, если их совет не помог консультируемому, то это не их проблемы. Коучи в этом плане чуть лучше, поскольку они работают в долгосрочной перспективе с консультируемым, здесь трудно накосячить.

Заглядывайте на страницу курса для пишущих людей: авторов, контентщиков, копирайтеров и тех, кто занимается продвижением личного бренда: «Как писать каждый день: быстро, легко, даже если не хочется и не сдохнуть».