«Профессия СММщик — вымысел!» или краткий обзор на настоящие профессии


Я заявляю: «профессия СММщик — вымысел!». На всякий случай, это касается и эсэмемщика, и смм-менеджера, и смм-специалиста! Даже несмотря на то, что я записал несколько уроков для курса «профессия SMM-менеджер» от SMM.school.

Дело в моей занудности! СММщик — собирательное название специалистов, которые делают маркетинг используя соцсети! Это как говорить «профессия учитель» или «профессия врач». Мы можем сказать «она учитель», но это неправильно. А вот «учительница русского языка и литературы» и «стоматолог» — существуют! Так вот, я топлю за то, чтобы говорить: «он контент-менеджер», «а вот она — таргетолог».

Думаю это зависит от «накопленных знаний». У древних греков, не было «учителя древнегреческого» и «учителя физики». Зато был Платон. В 9-ом веке не было стоматолога, был врач. Но когда знаний стало больше, людям пришлось приобретать специализацию.

Думаю, первое упоминание «профессия СММщик» — должно относиться к 1995. Год рождения первой социальной сети Классмейт (classmate). Тогда должны были появиться специалисты, которые смогли использовать эту площадку для своих коммерческих дел. Технически, они умели всё и сразу — они первые СММщики.

Однако, как и в случае с учителями и врачами — наука идёт вперед, и она создала специализации. Если подумать, что делает сммщик на работе или составить чек-лист обязанностей сммщика — получится большой список дел. Один человек вряд ли справится. Поэтому для специалистов по маркетингу в соцсетях нужны специальные названия.

Как понять, кто нужен и искать подходящего специалиста

Самая простая схема — написать список действий, которые вы ожидаете от него. Откиньте названия, просто расскажите, что нужно делать и к какому результату прийти.

Будет здорово показать этот список вашим знакомым маркетологам. Они скажут «эти дела сделает один человек или нужна какая-то команда?». Они же смогут скорректировать описания и подскажут, как назвать этих специалистов.

После вам нужно объявить конкурс на вакансию. Достаточно опубликовать описание специалистов в чатах или на хедхантере.

А дальше уже эйчар-работа по отсеву откликов.

? Профессия СММ-менеджер

СММ-менеджер. Та самая, которой не существует. Обычно, этот термин используют, когда не хочется детализировать или когда нет смысла детализировать. Чаще всего это менеджер-управленец в агентстве. Он «бегает» между заказчиками и более специализированными специалистами. Иногда это специалисты на маленьких проектах, которые делают сразу всё. Своего рода наёмник, по сравнению с солдатами.

? SMM-продюсер 

Продюсер — это менеджер для блогера. Помогает со стратегией, объединяет «звезду» и отдельных специалистов. Не стоит думать, что продюсер — он только для звёзд эстрады. Условный психолог, которому некогда вести Инстаграм, нуждается в таком специалисте.

? Аккаунт-менеджер

Аккаунт-менеджер — «бегунок», который бегает от заказчика к исполнителю. Отвечает за проект целиком, объединяет команду и заказчика. Заказчику удобно обращаться к одному человеку, и не разбираться где таргетолог, а где контентщик. Да и специалистам проще общаться с менеджерами. Обычно менеджеры ведут ТуДу для всего проекта, иногда следят за нагрузкой на каждого специалиста.

В обязанности аккаунтера не входит «дрючить» команду или делать какие-то задачи, вроде «придумать стратегию и следовать ей». Он лишь напоминает местного стратегу проверить, как команда идёт по ней, и передаёт послания от заказчика.

? СММ-стратег

Специалист, который много что делал и много где был. У него большой опыт, понимание специфики и маркетинговое мышление. Последнее сложно приобрести. Такое возможно, если у специалиста будет личная ответственность за результаты проекта. Скажем таргетолог, который на полгода взялся за контент и KPI «лиды» — быстрее получит маркетинговое мышление, чем таргетолог, который два года таргетировал разные соцсети и слил пару миллионов.

? СММ-аналитик

Самая редкая должность, которую я когда-либо встречал. 

Учтите, что составлять отчёты из мягких метрик: лайки, репосты, комментарии и умение подсчитать, с каких постов пришло больше всего продаж немного разный уровень. Хотя визуально и те и другие делают отчеты.

? Таргетолог

Самая популярная профессия. Таргетолог рисует креативы, придумывает гипотезы, запускает рекламные кампании в рекламном кабинете. Часто таргетологи специализируются на одном рекламном кабинете, скажем только Фейсбук или Инстаграм, но чаще потребность бывает в универсальных таргетологах.

Обычно таргетологи отвечают только за трафик. Однако хорошие спецы могут навтыкать за плохой контент, комьюнити-менеджмент. 

? Парсеолог

Этот человек придумает способы сбора целевой аудитории. Сможет найти более конверсионную аудиторию. Обычно это помощник таргетолога. 

? Менеджер по рекламе, посевщик

Как и таргетолог отвечает за трафик. Работает с блогерами, СМИ, пабликами. Он должен оценить качество рекламной площадки и составить медиакит. Хороший посевщик собирает база блогеров. 

? Специалисты по серому и черному трафику

Конкретных операций по такому трафику много. Их нужно разделять — это специалисты работают с бот-фермами (к примеру, SERM в социальных сетях, это на 90% работа с бот-фермами), масслайкниг, массфрендинг, создание фейковых отзывов, отслеживание чужих комментариев.

? Контент-менеджер

Контент-менеджер  — это управленец. Управляет готовым контентом, следит за контент-планом, следит за рубриками, регулярностью постинга. 

? Профессия контент-мейкер

Мейкер — это автор контента, создатель. В агентствах и компаниях вместо “мейкера” могут использовать копирайтер, художник, фотограф, видеооператор, монтажник и так далее.

? СММ-копирайтер

Это самая популярная специальность среди всех прочих. Отличий копирайтера обычного от СММ копирайтера не очень много.

? СММ-дизайнер

Дизайнер, который решил специализироваться на форматах контента для социальных сетей. Придумывает оформление, делает фирменный стиль: аватарки, посты, обложки. Обычно это фрилансер, который работает на проектах, редко агентства берут себе в штат такого дизайнера, чтобы постоянно был человек, специализирующийся на картинках. Иногда под дизайном в соцсетях подразумевают и тех ребят, которые обрабатывают фоточки для Инстаграма. 

? Комьюнити-менеджер

Отвечает за все точки контакта компании в соцсетях. Он находит упоминания, он мониторит комментарии, он следит за чатами и сообщениями сообществ. Он голос компаниии.

? Продавец

Люди, которые специализируются на продажах в переписке, вообще это обычный продавец, просто он должен переписываться с лидами. 

Хорошие продавцы умеют работать с базой покупателей, вовремя предлагать им скидки, могут дать задание таргетологу. 

Дальше идут профессии без эмодзи, потому что я не уверен, что этих людей нужно выделять из диджитал сферы в СММ-сферу.

Менеджер по спецпроектам

Делает всякую непредвиденную хрень в рамках одного бренда. Если аккаунтер работает над одним брендом, то менеджер по спецпроектам будет делать нечто особенное для одного бренда, скажем у SMMplanner есть календарь: https://smmplanner.com/l/ru/calendar/ 

Для создания этого проекта внутри бренда, нужен отдельный ответственный.

Призолов

Этот человек умеет искать конкурсы, он создает базы фейков для участия в конкурсах, соблюдает условиях. Самое важное, этот человек умеет делать это массированно, если вы видите, что в ваших конкурсах много фейковых-аккаунтов, возможно за вас взялся всего один призолов. Главная их задача — выиграть приз, а затем, перепродать его.

Чтобы уменьшить количество призоловов, в описании конкурса стоит описать ограничения, которые в состоянии выполнить реальный человек, но не аккаунтер, вроде «пригласить 10 реальных участников», «быть в онлайне в момент подведения итогов», «внутри аккаунт иметь только один репост с конкурса за месяц» и так далее.

Профессия СММ-консультант или коуч

По идее, это любой специалист из всего моря смм-специальностей но с большим опытом работы, но в реальности это люди, которые решили, что они могут брать за свои ответы деньги. Обычно консультанты хуже пидарасов, они появляются один раз, отвечают на какие-то вопросы и сваливают, если их совет не помог консультируемому, то это не их проблемы. Коучи в этом плане чуть лучше, поскольку они работают в долгосрочной перспективе с консультируемым, здесь трудно накосячить.

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya или на почту siv.vrn@bk.ru.

Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе. Ещё есть личный телеграм-канал «Кофейная душа Слюсарева».