Сделывать — внутряковое словечко из бюро Горбунова, обозначает «закрыть задачу». Ребята из бюро разделяют «делать и Сделать». Вот и появилось «сделывать задачки», как способ сказать «я поработал и сделал задачи».
В период с 20 по 23 у меня были проблемы с рабочими задачами. Я не мог ни сделать задачи, ни просто притворяться, что работаю. Не было какой-либо формы фрустрации, прокрастинации или депрессии, тем более выгорания. Я просто почти не работал, ни к чему не испытывал интерес и просто кис.
Потом мне всё это надоело, я начал искать «в чём дело» и за полгода «починил» себя, об этом я рассказывал в личном-личном телеграм-канале. В этой статье делюсь выводами, что мне помогло сделывать задачи.
Что будет в этой статье
Что мне мешало начать сделывать?
Судя по всему — была банальная усталость, помноженная на отсутствие мотивации «а зачем мне что-то делать, ради чего?». Проще говоря, я не видел особых целей «ради чего работать», поэтому моим вниманием завладели другие вещи, которые я сделалывал: «читать книги», «смотреть сериалы». Как только я сформулировал причины: «мне важно работать для того, чтобы N» — стало что-то менять. Но изменения появились и раньше.
Это похоже на состояние, когда чего-то хочешь съесть, но не знаешь чего. Всё, что есть в холодильнике, в доставке, в ресторанах — не интересует. Ходишь, маешься. Возможны варианты: начинаешь есть бездумно, не отдавая себе отчёт пока «желание чего-то» не уйдёт, либо «ковыряться в себе, пытаясь определить настоящую потребность». Пока не найдёшь потребность, желание чего-то — не уйдёт. С помощью различных техник можно ускорить «нахождение».
На эту усталость повлияло также отсутствие обратной связи от моей работы. Весь результат моей работы был невидим для меня. А усилия я-то потратил. Как результат, цикл обратной связи не закрыт, «ради чего потел» — не ясно. Вот и усталость.
Если вы узнали себя, испытываете проблемы с тем, чтобы начать сделывать задачи — не факт, что мои приёмы вам помогут. Но если помогут, я точно буду рад!
Приём первый: напиши, блять, понятно
Я обнаружил, что задачу гораздо быстрее можно сделать, если из неё понятно, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ.
«Приготовить яичницу» звучит не так понятно, как «Приготовить яичницу, для этого разбей 3 яйца на едва тёплую сковородку, подожди, пока всё забелеет, посоли, ещё немного подожди, но не более 3 минут, чтобы не подгорело и желток не изжарился, всё можешь снимать и есть».
Вторая формулировка проще и кажется, что быстрее, там даже написано «не более 3 минут жарить».
Понятная формулировка — это первый шаг! Но обязательный! Даже если кажется: «Ну что тут непонятного, каждый знает, как сделать яичницу! Напишу просто „пожарить яичницу!“».
Действительно, скорее всего, все знают, как готовить яичницу. Но, против фактов не попрёшь. А факты в том, что задачи с такими формулировками мне сложнее игнорировать, сложнее фрустрировать и сложнее долго выполнять! Поэтому в первую очередь, я расписываю задачу, которую долго пинаю, пока не сделаю её понятнее.
Я не думаю, что прям каждую задачу нужно детально расписывать. Если задача не вызывает сопротивления и вы её легко можете сделать, без капли сопротивления, то, конечно, не нужно её расписывать подробнее.
Фрирайтинг «как я это буду делать»
С особо сложными задачами можно включить фрирайтинг. Открыть блокнот и 5-15 минут расписывать: как я буду делать эту задачу, в какой последовательности, какие инструменты я буду использовать.
В такие моменты я могу обнаружить, что абсолютно не понимаю «что НА САМОМ ДЕЛЕ надо сделать», или «оказывается, результат этой работы никому не нужен». Но гораздо чаще, я понимаю «что с задачей не так».
Например, я как-то долго писал статьи для одного b2b-клиента. Обычно у меня уходило 2 дня, а тут на каждую по 3-4 дня. Сначала я думал, что проблема в сложной фактуре и в моём непонимании темы. Но расписывая «как я буду делать», я обнаружил, что у меня есть непонимание, а как я буду иллюстрировать эти статьи. Они были довольно абстрактные, нельзя было подобрать логичные по смыслу иллюстрации. А добавлять «картиночки» — не хотелось. Разобрался, зачем нужны иллюстрации, и нашёл альтернативный вариант, какие визуализации использовать.
В другой раз я обнаружил, что фрустрировал выполнение презентаций для К***. Расписался и понял, что мне не нравилось созваниваться с дизайнером, который пилил эти презентации, тот всегда воспринимал мои задачи, как неважные, и я тратил усилия, чтобы убедить его сделать презентацию в срок. Решил проблему: вместе с дизайнером разработали шаблоны и сам начал дизайнить. Я стал больше делать по одной презентации, но закрывал задачу быстрее.
Задачи можно не расписывать и формулировать абстрактно, но это риск
Впрочем, я так поступаю с задачами, где МАЛО что понятно. С такими задачами, которые вызывают сопротивление.
Простым или привычным задачам не нужны инструкции. У меня есть ежедневная задача: «учить английский». Но вместо«учить» у меня «покорми льва из лингвалео до 100%».
В теории эту задачу можно расписать подробнее: прочитать или посмотреть что-то из джунглей, выполнить 1 упражнение на новые слова и 2 на грамматику. Но мне хватает и просто «покормить».
Приём второй: «хвали себя»
Этот приём я сначала услышал у Людвига Быстроновского. Он показал скриншот, где сам себя хвалил за сделанную задачу! Чистой воды аутотренинг. И это помогло увидеть результат сделанной работы.
В его варианте было так: перед тем, как закрыть задачу, он переписывал её формулировку по шаблону [СДЕЛАЛ] + [задача] + [Я МОЛОДЕЦ!».
Допустим, была задача «приготовить яичницу».
Людвиг готовил яичницу и переписывал эту задачу, чтобы получилось «приготовиЛ яичницу, какой я молодец!» То есть задача меняла начальную формулировку!
У Анны Обуховой я подсмотрел приём «переписать так, чтобы было понятно, в чём именно ты молодец». Получается, что в моменте, когда я сделываю задачу, я иду в Тудуист, переписываю формулировку и тем самым, подкрепляю результат своей работы.
Приём третий: обновление помодоро-доски с наградой
Когда-то я придумал помодоро-доску, которая ограничивала моё время у компьютера до 14 помидорок в день. Она же помогала равномерно распределять рабочую нагрузку на разные проекты. Помодоро-доска страховала меня от переработок и выгорания.
Так как я начал работать с другой проблемой, чтобы «начать сидеть у компьютера и работать». Я договорился сам с собой, начать работать хотя бы 4 помидорки в день. Чтобы это было ещё понятнее, я брал 4 конфеты и говорил себе: «Я съем 1 конфетку, как закончится помидорка. Сегодня я ДОЛЖЕН съесть все 4 конфеты».
И это сработало. Потом, уже в лекции Анны Обуховой я понял, что это была примитивная уловка «для внутреннего крокодила», который выделял энергию на работу.
Так устроен наш организм, что он выделяет некое количество энергии на какую-то работу и ожидает получить за это ощутимую «награду». Если мы долго и тяжело работаем, а результат и награды не видим, то «внутренний крокодил» перестаёт давать энергию. Проблема в том, чтобы правильно найти «награду». На конфетах долго и далеко не уедешь. И я начал уезжать не на конфетах, а на договорённости «съем 4 конфеты — значит начал делать что-то полезное по работе!».
Тем не менее я долго «игрался» с формой конфеты. Это были обычные конфеты, я нарезал конфеты из шоколадной плитки, я использовал тик-так и M&M, орехи в шоколаде и просто орехи. За полгода я перешёл на «8 ПРОДУКТИВНЫХ помидорок в день».
Приём четвёртый: зарубки-ачивки
У Натальи Бабаевой есть пост про силу достигаторских зарубок и даже целая книжка! Смысл такой: обещаешь себе «большую» награду за выполнение большого числа мелких повторений. Так работают фитнес-приложения.
Соль в том, чтобы мире подкрепить — я достиг РЕЗУЛЬТАТ. Мне зашло оригами. На пятиминутных перерывах я складывал маленьких журавликов, а на больших перерывах после двух часов работы — складывал большого журавля, жесть. Этого хватило!
Я не могу объяснить, почему и как это работает. Но у меня это сработало! Я смотрю на журавлей и радуюсь, и хочу ещё и ещё!
Приём пятый: найти правильный минимум
Иногда во время фрирайтинга удаётся обнаружить знаменитые «вот те 20%, которые надо сделать и я получу 80% результата!».
Сейчас я стараюсь развивать навык поиска 20%, но точных алгоритмов не дам. Вместо этого расскажу инсайт из какой-то книги про отдел продаж.
Раньше я думал, что продавцам, для того, чтобы выполнить план продаж и получить премию, должны очень классно продавать, чувствовать покупателя, применять правильные слова, идеально помнить все скрипты.
Оказалось, что это всё, безусловно, очень важно. Но куда важнее сделать 10 звонков в день. 10 звонков по клиентам, и у тебя есть продажи, подписанные договора, оплаченные счета.
Просто поднять трубку и набрать клиента! А правильные слова и знание скрипта наизусть — это 80% усилий. Поэтому в нормальных отделах продаж KPI для каждого продавана — количество сделанных звонков. Главным образом, потому что, на количество звонков в день любой продавец может повлиять, а на состояние клиента — нет.
Так я понял, что KPI автора — количество статей. А ключевой KPI отдела маркетинга и контент-маркетинга, это всё-таки охват. Но KPI и OKR для начальника отдела могут быть и должны быть другими. Редактор будет внимательно следить за «качеством статей», за «метриками статьи». Руководитель отдела контент-маркетинга будет следить за качеством трафика, его стоимостью, количеством целевых действий.
Когда нибудь я пойму алгоритм, как найти те самые 20% усилий. Но пока просто пишите. Кстати, если постоянно писать сложно — рекомендую курс «Как писать каждый день, даже если писать не хочется».
P.S. Уже когда писал, вспомнил, что есть жутко популярный ролик про какого-то американского адмирала, где он вещал о том, как важно начинать свой день с того, чтобы выполнить задачу «заправить кровать». (та речь на ютубе с русскими субтитрами). Мой метод, по сути, такой же: выбери простую задачу с конечным и понятным результатом. Сделай её. Посмотри на результат и «скажи себе „я молодец“».
Читать
— Помодоро-доска и как она страхует от выгорания.
— Интересная работа, о том как её найти и почему это важно.
— Про правильную формулировку задач: «Джедайские техники» Максима Дорофеева.
— Так как оригинальный пост Людвига Быстроновского про «самохваление за выполненные задачи» я не смог найти, так что вот вам его телеграм: Лю.
— Лекция Обуховой на ютубе, часа на 3 «Хочу хотеть выполнить любую задачу».
— Телеграм Натальи Бабаевой «Бабаева к доске», а ещё у неё есть блог на Медиуме.
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya или на почту siv.vrn@bk.ru.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе. Ещё есть личный телеграм-канал «Кофейная душа Слюсарева».