Переупаковка прямых эфиров — это частный случай использования ресурсного подхода, где мы из записей эфира, делаем другой контент и вновь его публикуем! Прямые эфиры, как правило, проводятся дешевле и быстрее, чем что-то другое, а контент сам по себе неплохой, грех не использовать!
Где-то четыре года, почти каждую неделю я проводил часовой прямой эфир. Тратил на это кучу времени: подготовка, само проведение, аналитика и прочее. А вот выхлоп небольшой, и зрителей мало и целевых действий не очень много. Поэтому я начал думать как проводить это время с большей пользой, так и появились тест котиков, правило хорошего психиатра и эта статья.
Что будет в этой статье
Записывать видео, сразу с эфиром
Эфиры веду через OBS. Во время трансляции запускаю и запись на компьютере. Так я могу сразу работать с качественным видеофайлом, до этого я качал видео с ютуба. Качество у таких роликов ниже, вдобавок, из-за интернета, могут быть потери в картинке и звуке.
После десятков проведённых эфиров, я стал стараться проводить эфиры ближе к принципу «видео одним дублем». Так, чтобы потом было легче вырезать кусок видео.
Видеоурок
По моим ощущением, где-то 95% моих эфиров — образовательные, поэтому их легко переделать в уроки.
Из записи эфира я обрезаю «вступительно-рекламную часть». Затем «пустые места» из эфира — где я мычал, экал или просто молчал. Вырезаю блок «вопросы от зрителей». В итоге получается почти полноценный урок.
FAQ
Практически с первых эфиров я додумался, что надо снимать «вопросы от зрителя» отдельным блоком, который удобно вырезать. Это самый ценный контент — живой, не слишком seo-оптимизированный и экспертный! Рекомендую такой алгоритм:
- Приглашаем зрителей эфира задавать вопросы по теме эфира и не только. Для этого проговариваем эту возможность во время приветствия, вдобавок я использовал бегущую строку.
- На вопросы удобнее отвечать в конце эфира так их удобнее вырезать. Но если прямо говорить «я отвечу на вопросы в конце» — получишь меньше вопросов. Поэтому я всякий раз, когда вижу вопрос — делаю небольшую паузу, отвечаю кратко, обещаю вернуться в конце эфира, делаю паузу и продолжаю материал. Не отвечаю только на «тупые» вопросы: «что за ведущий?» или «что за эфир?».
- Перед вопросом — пауза. Прочитали вопрос глазками, пять секунд подумали, как ответить. Пауза нужна, чтобы во время видеомонтажа было проще найти и вырезать нужные моменты.
- Перед тем как зачитать вопрос вслух, зачитываем имя вопрошающего. В этом случае можно получить короткий видеоролик и имя человека, задавшего вопрос, будет неплохим началом.
- После того, как ответили на вопрос — делаем паузу! Не нужно забивать весь эфир своим голосом, всё-таки это не радио, чтобы постоянно держать волну!
NB! Есть душевное аниме про повседневную жизнь начинающей радиоведущей с приветом в голове «Волна, слушай меня». Думаю, оно сможет вас вдохновить на жизнь ведущего эфиров.
Как «читать» эфир
❌ Меня тянет вести эфир интенсивно. Постоянно что-то говорить и говорить, «занимая» картинку и уши зрителей. Это неправильный подход для непрофессионального ведущего. По крайней мере так сложнее обрезать «косяки», слипаются звуки в речи и из-за этого ещё сложнее обрезать и оставить что-то хорошее. Вдобавок, легко потерять мысль и уйти в сторону. переснимать.
✅ Правильнее вести эфир с паузами:
- Подумали.
- Сформулировали мысль.
- Сказали её на «одном» дыхании.
- Пауза.
- Повторили 1-2-3.
Пауза. Молчание между мыслями и действиями помогает на монтаже вырезать всё лишнее. Да и потом легче из большого вебинара сделать короткий урок.
«Молчание и минимализм». Во время говорения не надо делать «другие дела». Не открывайте программу трансляции, не открывайте окна, не кликайте. Эти действия добавляют звуки, они иногда портят звук и на монтаже приходится выкидывать важные вещи.
Так потом реально легче обрезать. А там где легче обрезать будет «быстрее получим цельное видео для публикации.
Переслушивайте и пересматривайте себя
Даже если вы не собираетесь переупаковываться или планируете отдавать монтаж кому-то другому — переслушивайте записи. Слушать свой голос — дьявольски тяжело, переслушивать то, что ты уже знаешь — бесит. Но это помогает исправить «ведение» и речь. Правда, если у вас есть дефекты речи, лучше обратитесь к специалистам.
Видео из эфира трудно ресайзить в статью
По непонятным мне причинам, голое видео трудно ресайзить в голую статью. То есть если отдать запись на транскрибацию, то получившийся текст не станет статьёй. Придётся потратить много времени на редактуру.
Мне гораздо проще писать статью на эту тему с нуля. В плане скорости работы. Также довольно просто отдать это видео какому-то автору, пусть он напишет так, как считает нужным, без транскрибированного текста.
Расшифровывать и делать из транскрибации текст — для меня очень сложно. Кажется, что главная проблема в структуре мыслей. Поэтому я и стараюсь делать короткие информационные и самостоятельные блоки, которые легко вырезать. Впрочем, из полотна транскрибации можно надёргать пару цитат на карточки.
Помогает «немного подумать» после эфира
Оказалось, если прям сразу после эфира немного подумать: «как я провёл эфир», «как я могу использовать видео» — будет легче. Рекомендую не затягивать и ставить ТЗ по переработке видео сразу же после эфира. Потом будет легче.
Вот и все наблюдения на этот момент, если у вас будет что-то — пишите мне в соцсетях, с радостью отвечу.
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе.