Польза для читателя — что это?


У меня есть недостаток! Как пишущий человек, который постоянно создаёт разнообразный контент — я забываю про читателя и фокусируюсь на контенте! Некая «польза для читателя»? Позаботиться о читателе? Выполнить коммерческую задачу? Да плевать! Я свободный художник и текст мой могуч! Это вредит мне: текст создаётся дольше, повышается риск срыва задачи, я зарабатываю меньше, а созданный материал не привлекает читателя. Иронично!

В такие моменты приходится пинками напоминать себе, что я контентный маркетолог, коммерческий писатель, а не фрилансер! Но это слабо помогает, поэтому пришлось искать другие варианты…

«Свободный художник» — человек, который зарабатывает своим трудом, продавая плоды труда конечному потребителю. Это главное отличие от «коммерческого», который зарабатывает на одном клиенте и не на своём труде. Подробности у Курта Вайдемана!

Польза для читателя — это «фильтр» для лишних сущностей: слов, предложений, абзацев. Вооружившись пользой, автор выкидывает из контента всё лишнее, выполняет задачу контента, а не предлагает читателю заварить чай и вернуться к чтению, а потом задонатить на поддержку социально-значимых инициатив и голодающих детей.

Польза — это интерес… и не только про обучающий контент

У Максима Ильяхова есть заметка и плакат «писать можно до тех пор, пока интересно». В которой он призывает помнить, что читатели не «считают количество знаков, и если больше какого-то количества — уходят».

Какое-то время был бум вакансий на всяких контентщиков, где от них требовалось «создавать полезный контент». У меня до сих пор ощущение, что тогда произошла подмена понятий «полезный контент = обучающий контент». По крайней мере, было много вакансий SMM-менеджеров и соцсети, которые возглавляли те специалисты, пополнялись всякими обучающими инструкциями.

На самом деле читатель вообще живёт в своём каком-то мире. Он не знает «сколько символов у статьи», ему насрать на «сколько не спал автор, пока писал статью», читателю всё равно даже на то, как зовут автора. Читатель просто чего-то хочет и за этим он пришёл в статью.

Что читатель хочет? Зависит от ситуации. Если у него прорвалась труба на кухне, он может хотеть вызвать нормального сантехника, либо узнать, как остановить потоп, а может он хочет узнать «кто должен чинить, он или собственник квартиры?» А может, вообще, читателю пофиг на эту трубу, ему бы найти сериал под еду. Талант коммерческого писателя в том, чтобы определить «что хочет читатель» и суметь дать ему это.

Польза для читателя будет в том, что читатель в материале сможет найти ответ на свой «запрос». А не в том, что автор «подумал о читателе» и предложил ему перед чтением «заварить чай и взять плед».

Как определить пользу для читателя?

На самом деле задача коммерческого писателя не в том, чтобы «предугадать», что хочет читатель, а в том, чтобы сделать полезным тот материал, который у него заказали. Ведь читатель хочет закрыть своё запрос, заказчик хочет получить от читателя каких-то целевых действий, а автор хочет гонорар за свой текст!

польза для читателя
Иногда кажется, что читатель не думает о тексте и авторах, а авторы не думают о читателях и заказчиках

Чтобы определить пользу — по честном подумайте над вопросом: «А зачем вообще этот текст?» или составьте заявку на статью. В моей заявке есть важные вопросы, от которых преисполняешься этой пользой:

  1. Почему читателю будет хорошо, когда он прочтёт статью.
  2. Почему читателю будет плохо, если он не прочтёт статью.

Для примера, я недавно начал увлекаться растениеводством. Мне захотелось узнать «можно ли вырастить розмарин из веточки, которую я купил в магазине». Поисковик подсунул релевантные статьи, но 90% этих статей посвящено нахваливанию розмарина, рассказам о том, как розмарин сочетается с мясом, рыбой и коктейлями. Очевидно, авторы этих статей были сосредоточены на том, чтобы выдать мощный текст, а не помочь мне с выращиванием розмарина. Если что — да, это возможно, просто поставьте эту веточку в воду и через неделю-две пойдут корешки.

Как не забыть про пользу

Если вы не забыли, я начал эту статью с того, что я забываю про пользу и концентрируюсь на своих творческих способностях! Сам факт того, что я составил заявку на статью — помогает, но не сильно!

Есть ещё два инструмента, которые помогают не отвлекаться!

Первый — «помидорки» и временной лимит по работе со статьёй, определённый с помощью помодоро-доски. Сначала я начал ловить себя на том, что некоторые статьи «создаются» по 14-18 часов. Это очень дорого! Теперь, когда составляю заявку на статью — я прикидываю максимум времени, которое я выделяю на создание статьи. Если во время составления заявки понимаю, что на статью уходит больше 2 часов письма — значит, что-то делаю не так. Да и само планирование стараюсь ограничить, а то можно два дня потратить на думание.

Второй — «аффирмации». Напомню, аффирмации это про периодические повторения важных для вас штук, вроде целей зашифрованных в пароле, а не механическое повторение какой-то позитивной фразы. Лично я просто выписываю, сколько я обещал потратить на создание статьи и пишу это прямо в задаче тудуиста. Так как постоянно смотрю и на задачу тудуиста и вижу, сколько времени на это трачу — это мотивирует «не тормозить».

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.