Стоит ли бороться за тире?


В тусовке «редакторов» есть обычай бороться за тире, вместо дефиса «-», который стоит на клавиатуре и доступен всем без усилий. Кто-то ставит автозамену, кто-то использует специальные коды, а я вот использую раскладку Бирмана.

Собственно, я думаю, что эта традиция пошла с Ководства Артемия Лебедва § 97. Тот утверждает, что это традиция русской типографики. С этим тезисом я спорить, пожалуй, не буду. Главное, ради чего я пишу эту заметку, так это вопрос «как много читателей различают тире и дефис?» Если везде в тексте используется дефис, вместо тире — читатели уйдут со статьи? Если в лендинге пишут «диван — кровать», вместо «диван-кровать» или «-10%» вместо «−10%» — конверсия лендинга упадёт?

Читатели различают дефис и тире?

Ответ такой — зависит от читателя и целевого действия.

На мой взгляд, неправильное использование типографики — ошибка. Она мягче, чем неправильно поставленные запятые или использование повторений в духе «…мои коллеги по работе…». Но, тем не менее — ошибка.

Ошибку заметят люди, достаточно образованные, чтобы:

  • знать о существовании правила,
  • достаточно привычные к обнаружению ошибки.

Проще говоря, если создавать информационный продукт для «копирайтеров» с ошибками в типографике, вероятно, они обратят внимание. Если у нас специфический продукт для типографов, скажем курс «Как разрабатывать и продавать свои шрифты на азиатский рынок», и в этом лендинге использовать дефис, вместо тире — скорее всего, конверсия будет сильно ниже. Создавая промостраницу с широкой аудиторией — на «дефис» обратят внимание единицы.

В большинстве случаях читатель не видит разницы между тире и дефисом. В этом можно убедиться, если прочитать отчёты «Тотального диктанта». Но в тех редких случаях, когда мы создаём продукт на узкую образованную аудиторию, каждая такая ошибка, как усатая бабка в троллейбусе, привлекает внимание и оставляет не самое лучшее впечатление! Так что стоит бороться за тире!

Почти по теме можно прочитать:
Моя ошибка понимания лестницы Ганта — о важных моментах в стратегиях развития любого контентного продукта.
Оформляй списки правильно — о копирайтерском задротстве.
Что почитать автору для собственно развития — об отношении к самообразованию и понимании целевой аудитории
Типографская раскладка Бирмана (можно скачать для мака и винды).

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.