Стоит ли бороться за тире?


В тусовке «редакторов» есть обычай бороться за тире. Опытный редактор открывает гугл-док, видит знак дефиса «-», и тут он взрывается! Рвёт и мечет! Открывает редполитику и прописывает «ставь, блять, тире —, вместо дефиса -, который стоит на клавиатуре и доступен всем без усилий!» Поэтому многие авторы достаточно быстро приучаются ставить тире, которое с клавиатуры ввести сложнее, чем дефис. Кто-то использует специальные коды, кто-то копирует тире из другого документа, я вот использую раскладку Бирмана.

раскладка бирмана — чаще всего использую тире
Жму сочетание клавиш option + — и получаю —

Собственно, я думаю, что традиция «дрочить за тире» — пошла с Ководства Артемия Лебедва § 97. В заметке Артмемий утверждает, что это традиция русской типографики. С этим тезисом я спорить, пожалуй, не буду. Вся заметка говорит «как надо!» И действительно, надо писать без ошибок, ставить правильные кавычки и тире, а также делать кучу других правильных вещей. Но мы живём в реальном мире.

И вот поэтому появилась эта заметка. Каков шанс, что ваши читатели знают как правильно по правилам русской типографики? И что происходит, если читатели знают и видят ошибку?

Просто задайте вопрос про своё медиа «как много моих читателей различают тире и дефис?» Если в тексте используется дефис, вместо тире — что произойдёт? Читатель уйдёт со статьи? Запустит культ отмены? Заблокирует? Если в лендинге пишут «диван — кровать», вместо «диван-кровать» или «-10%» вместо «−10%» — конверсия лендинга упадёт? (в последнем примере минус, а не какой-то другой символ, минус должен находиться по центру цифр, а не букв, в отличие от дефиса, вот смотрите сами: −-)

Читатели различают дефис и тире?

Ответ на главный вопрос заметки — бороться или не бороться, это зависит от читателя и целевого действия.

Неправильное использование типографики — ошибка. Как переходить дорогу в неположенном месте, готовить окрошку на кефире или писать «инот» вместо «енота». Впрочем, как ошибка она мягче, чем неправильная запятая или повторения в духе «…мои коллеги по работе…» (достаточно просто коллеги). Но, тем не менее — ошибка.

Такую ошибку заметят люди, достаточно образованные, чтобы:

  • знать о существовании правила,
  • привычные к обнаружению этой ошибки.

Посмотрите на фразу «плохая экология», если вы в ней не увидели ничего плохого — так и должно быть. В обывательском мире в этой фразе нет ничего плохого. Но у специалистов подгорит, так как «плохой» может быть окружающая среда, и то, надо уточнить, что мы смотрим, через критерии хомо сапиенсов. А экология, математика, химия — плохими быть не могут, как и не могут быть хорошими. Это просто названия наук, к ним не применимы эти знания.

Возвращаясь к тире. Если мы создаём информационный продукт для «копирайтеров», вероятно, они увидят ошибки. Возможно это не сильно повлияет на их решение. Однако, если мы целимся на то подмножество копирайтеров, которые связаны с типографикой, то подобная ошибка снизит их доверие к продукту. Ни один эколог не купит книгу «причины плохой экологии». Ни один типограф не купит продукт, где есть дефисы, вместо тире. Но если у нас другой продукт и аудитория — прокатит. Создавая промостраницу с широкой аудиторией — на «дефис» обратят внимание единицы.

В большинстве случаях читатель не видит разницы между тире и дефисом. В этом можно убедиться, если прочитать отчёты «Тотального диктанта». Но в тех редких случаях, когда мы создаём продукт на узкую образованную аудиторию, каждая такая ошибка, как усатая бабка в троллейбусе, привлекает внимание и оставляет не самое лучшее впечатление! Так что стоит бороться за тире!

Почти по теме можно прочитать:
Моя ошибка понимания лестницы Ганта — о важных моментах в стратегиях развития любого контентного продукта.
Оформляй списки правильно — о копирайтерском задротстве.
Что почитать автору для собственно развития — об отношении к самообразованию и понимании целевой аудитории
Типографская раскладка Бирмана (можно скачать для мака и винды).

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.