9 вариантов, как автору провести исследование материала


Ситуация: автора попросили написать на тему, в которой он мало рубит, то есть не эксперт. Чтобы написать хоть что-то, нужно провести так называемое исследование материала иногда это называют «собрать фактуру». Вот мои любимые методы:

  1. Интервью с заказчиком — в 990 случаях из 1000, заказчик материала сам разбирается в теме. Грешно не использовать такой ресурс. В зависимости от контекста, встречайтесь лично и проходите экскурсию; созванивайтесь и задавайте вопросы. В некоторых случаях уместно спросить «а что порекомендуете прочитать?»
  2. Изучение скриптов, звонков и инструкций заказчика — ситуация редкая, но удобная. Если заказчик не может сам выйти на интервью, отправить эксперта, просите доступ к скриптам продаж, прослушке звонков и доступ к регламентам. Это гораздо дольше, чем интервью, но так вы узнаёте официальную позицию клиента.
  3. Неправильный ответ — любой эсемемщик знает, что комментариев будет больше, если в посте допустить намеренную ошибку. Обязательно появятся люди в белых пальто и поправят. Эффект работает и с неправильным ответом на любых форумах и вопросниках. Скажем, создайте вопрос на Яндекс-кью. На вопрос ответят 1-5 человек. Но если вы от левого аккаунта ответите на этот вопрос неправильно — получите столько поправок в свою панамку, замучаетесь отстирывать!

Далее идут нелюбимые мной методы. Во-первых, они долгие, и годятся для долгосрочной работы, а не для разовых проектов. Во-вторых, их точность менее надёжна. В-третьих, мало чем отличаются от «обучения себя в теме», а мы хотели провести исследование материала, а не учиться, поэтому эти методы только для тех, кто хочет в этой теме работать ближайшие несколько лет.

  • Тематическая литература — получаете от заказчика список литературы и учитесь: читаете, конспектируете, делаете посты.
  • Проводите время на «форумах», ну, точнее, в чатах, группах, каналах, вопросниках и в соцсетях клиента. Там, где есть постоянное живое общение. Ключевое «проводите».
  • Анализ конкурентов — хороший источник, чтобы понять, что люди предлагают вашей целевой аудитории. Но в моей практике редко встречаются «хорошие конкуренты, с похожими целями и бюджетом, и с контентом».
  • Отзывы — прекрасный источник! Нужны независимые отзывы на маркетплейсах, картах, «независимых» площадках. В общем, ищите те, где человек писал от души.
  • Гуглёж — не вижу смысла пренебрегать подобным. Но для качественного исследования материала, нужно прочитать десятки страниц, что тянет на книгу. Вдобавок, многие страницы — это отререйченные копии друг друга. Полезно читать статьи на ВиСи, Медиуме, Дзене и прочих площадках.
  • Исследование семантики — вообще это сложная и многоступенчатая игра с Вордстатом и прочими сервисами для анализа семантики.
Вручную собрал для вас дополнительное чтение:

—? Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.