Уникальный контент — переоценён


Когда контентщик говори «нужен уникальный контент»? В 9 случаях из 10 он говорит, что нужно «постараться и выстрадать такой, контент, который ни один робот, ни одна нейросеть не посчитает за плагиат».

В этом подходе много подводных камней и главный — забыли о потребностях читателя и сфокусировались на самом контенте. Если бы мне нужно было (а мне нужно было) составить список камней, то я бы отметил:

  1. Контентщик забывает о читателях.
  2. Фокус на контенте, а не целевых действиях. Впрочем, рядовому создателю контента — простительно, маркетолога за такое надо карать.
  3. Нейросети недостаточно умные, чтобы определить плагиат по смыслу.
  4. Люди, если честно, тоже недостаточно умны.
  5. Технические критерии «уникальности» весьма размыты.

? Главный вывод этого материала следующий: уникальный контент — переоценён, предлагаю думать о задачах читателя, бизнеса и дистрибуции!

«Уникальные» сюжеты и смыслы: Ромео и Джульетта

В общем, в мире невозможно найти по-настоящему уникальный сюжет. Со смыслами, мыслями и открытиями — чуть проще, но если это касается социальной природы человека, там тоже мало неизвестного.

Шекспировский сюжет имеет многочисленные римейки, адаптации и фанфики. Есть адаптации, где герои живут в другом времени и месте, они разных национальностей, или даже видов (ох уж это аниме), или все танцуют (привет Болливуд). Например, «Вестсайдская история», «Под свист пуль: Рам и Лила», «Притворная любовь». А если изучить древнегреческий миф «Пирам и Фисба» — вопросы возникают к самому Вильяму Шекспиру.

С точки зрения смыслов и оригинальности — это рерайт и переупаковка! Но читатели и нейросети скажут — уникальный контент.

Я привёл пример одной истории. На деле таких переделок гораздо больше. И не только в мире художественной литературы. В конце концов мысль «уникальный контент — переоценён» — не я первый придумал!

Вывод? На самом деле, нам, читателям — плевать на уникальность контента! Это волнует лишь авторов этого контента, и обычно в тех ситуациях, когда кто-то копирует его и зарабатывает на нём. Но в этой заметке я не буду затрагивать авторское право, сейчас только о читателях и контент-производстве.

Восприятие вторичности контента

Считается, что людям не нравится обман. Воровство контента — вопрос этики, и часто аргумент «против» → это ведь обман, мы постим что-то, что воспринимается за новое, а на самом деле, ух!

На само деле людям не нравится узнавать, что их обманывают! © Вот вам бесячая гифка автора цитаты (на самом деле я не знаю кто автор, вероятнее сценарист этого сериала, но это интернет, а мне лень проводить фактчекинг).

Неверно! Им не нравится узнавать, что их обманули!

Барни Стинсон

Людям не нравится узнавать о том, что ИХ обманули, или чувствовать, что их дурят прямо сейчас. Это может волновать читателей. Например, если я ищу материал по продвижению в телеграме, покупаю методичку и в ней вижу то же самое, что видел в роликах Ютуба — расстраиваюсь. Или если я ищу информацию о том, как сделать визу, читаю уже десятую статью на разных площадках, а там одно и то же! Вроде бы и рерайт, с точки зрения роботов — уникальный контент, но что мне толку с мнения робота?

Если покопаться в природе явления, то я говорю об ожиданиях!

Я, как потребитель контента, ожидал получить некую информацию о продвижении в Телеграме. Охочусь за таким «ценным» контентом. Когда получаю то, что знаю — мои ожидания разрушены. Точно так же и с одинаковыми страницами про визу.

Если бы я покупал методичку осознавая, что я получу то, что уже знаю — недовольства не было бы! Скажем, если бы я покупал книгу от известного блогера и точно знал, что в основе книги посты, которые я уже читал.

Вывод? Решающее значение имеет ожидание читателя, если вокруг продукта созданы правильные ожидания — всё у вас будет хорошо!

ожидания уникального контента

Где и когда нужен уникальный контент

Меня раздражают требования соцсетей и поисковых систем «публиковать уникальный контент». Главным образом из-за того, что они не дают никаких критериев для определения этой уникальности. Более того, если вновь опубликовать «старый» контент, особо ничего не поменяется.

опубликованный старый контент

Кажется, было бы проще, если бы они сказали прямо: «не берите контент, который вам не принадлежит, а если и взяли, сделайте так, чтобы никто не догадался!»

Однако я знаю ситуации, когда по-настоящему уникальный контент имеет значение:

  • хардкорный фанат чего-либо или кого-либо, скажем, фанат аниме «One Piece» хочет купить оригинальный мерч, диски и мангу, чтобы финансово поддержать Оду Эйтиро.
  • когда клиенту важно доверять исполнителю, ведь если исполнитель ворует контент, возможно, и в работе он будет неэтичным.

Я часто работаю на проектах со второй аудиторией, обычно это b2b, когда покупка какой-то услуги, это не просто покупка — это действительно инвестиция! Клиенты могут думать полгода о покупке, он изучает факты и теорию, погружается в тему.

? Иногда уникальный контент имеет значение для читателя. Но есть нюанс, например, ценен исполнитель, а не сам контент или чертовски важно доверие к исполнителю.

Ещё есть третий сценарий, когда уникальный контент важен. Когда мы боремся за SEO трафик. Но для таких проектов есть свои нюансы. Как-нибудь расскажу о них, и если не забуду, повешу тут ссылку.

Где взять уникальный контент

Если говорить о готовом контенте, который можно опубликовать — то его придётся создать самостоятельно! Можно написать, нарисовать или рассказать. Лучше всё сразу! Ну, или можно купить. Фрилансеры, блогеры, контент-агентства, открытые редакции — есть множество способов «взять» уникальный контент. Со своими блекджеками.

Лучше всего ориентироваться на кейсы и внутренний ресурсный подход. В этом случае, мы, скорее всего, создадим контент полезный для заказчика, он будет уникальным, а ещё его будет легко создать. С таким контентом придётся повозиться, чтобы его распространить. Если с этим нужна помощь — обращайтесь!

Запомнить

  • Уникальность — переоценена. Многое зависит от бэкграунда читателя, на что мы не можем влиять.
  • Контролируйте отношение читателя к контенту, от этого «управляйте уникальностью». Обычно достаточно просто предупредить «вот наш контент, авторский», «это нам прислал подписчик», «это мы заказали в контент-бюро, а они переупаковали прямые эфиры».
  • Снимите корону с себя, наденьте её на читателя © Или «почаще думайте о пользе для читателя».
  • Какой бы контент вы не создали, придётся подумать о распространении этого контента. То есть о дистрибуции.
  • Не упускайте цели для бизнеса и ставьте CTA вроде «приходите на консультацию».
— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.

Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе.