Расскажу о закрытых списках — список дел, в котором не появятся новые задачи, пока не сделаешь старые. Самый недооценённый инструмент моего тайм-менеджмента, который я узнал из книги «Сделай это завтра» Марка Фостера.
Это статья рассказывает о моём личном опыте тайм-менеджмента. Я не призываю вас поступать также. Однако, возможно вам будет интересно узнать, как делаю я.
Закрытый список дел — обычный список, но который не увеличивается в течение дня! Это обязательство сделать только то, что записано. То есть если вы написали себе сделать 5 разных дел, то ничего другого, кроме этих задач, вы делать больше не собираетесь!
В любой ситуации, если вы чувствуете, что не успеваете за день сделать все что запланировали. То есть если вы недовольны своей продуктивностью — используйте закрытые списки.
Читайте статью, я подробно это рассказал. Вкратце — включайте голову, всячески сопротивляйтесь включению срочного в список дел, и разбирайтсь, почему это дело появилось там и нужно что-либо сделать с этим?
Что будет в этой статье
Как применять закрытые списки
- Сформируйте список дел на один день, как привыкли.
- Запишите только те дела, которые будете Сделывать сегодня .
- Работайте. Сделав одно дело — вычёркивайте его из списка.
- Делайте те дела, что есть в списке. Не делать те дела×, которых нет в списке , даже если они минутные (однако, не впадайте в крайности).
- В течение дня не дописывайте в этот список новые дела, пока не сделаете написанные.
К концу рабочего дня этот список уменьшается или полностью заканчивается. В итоге я избавился от ощущения горы несделанных дел и перестал работать сверх меры.
Создаём закрытый список
Знаю три варианта закрытых списков, два на Тудуисте, а один «классический».
Классический — записываю задачи на лист бумаги. Я ограничен физическими размерами листа и не запишу больше, чем на нем поместится.
Марк Фостер в книге несколько раз настаивал на том, что нужно провести черту, обознающую «всё, больше дел нет».
Ограничитель в Тудуисте, в качестве черты. Делаете невыполнимую задачу в Тудуисте и сдвигайте её на то количество задач, которые планируете сделать.
В статье «Нюансы Тудуиста» описано, как сделать задачу, которую нельзя закрыть. Пишете задачу с символа «*». Соответственно нужно сделать только те задачи, которые записаны выше этой черты и не трогать то, что появится ниже.
Отдельный тег «сделать сейчас». В про-версии Тудуиста есть теги, а одной задаче можно повесить несколько тегов. Один из тегов «закрытый список», «сделать сейчас», «фокус» — назовите его как угодно!
- Создайте отдельный тег «сделать сейчас», который выполнит задачи закрытого списка.
- Регулярно делайте обзор инбокса или задач на сегодня, выбирайте по вкусу 2-3-5 или другое количество задач, которые планируете делать в ближайшее время.
На самом деле, закрытый список не нужно делать на весь день. Для начала можно делать на обозримые 2-4 часа. Для меня главное не отвлекаться от дел в погоне за новыми задачами, поэтому я использую закрытые списки для того, чтобы делать только то, что записал. Ну ещё для того, чтобы не было груза несделанных задач.
Инструменты без цели — время и ресурсы на ветер
Любые инструменты, фишки, приёмы — не работают, если нет чёткого понимания цели. Я на этом обжигался много раз.
Я хотел грамотно использовать своё время. Начинал изучать что-то, например, помодоро. Начинал применять. Меня хватало на 1-2 недели и я бросал. В первую очередь это из-за непонимания «зачем мне этот тайм-менеджмент», а потом из-за неправильного использования.
Сначала нужно проработать, «зачем вам тайм-менеджмент», «зачем вам работать» — я называю эти вопросы «синхронизацией по целям». После можно использовать любые инструменты тайм-менеджмента, для того чтобы приблизиться к своей цели.
Я работаю дома. У меня безлимитное время проведения за компьютером: не выгоняет охранник из офиса, айтишник не запрещает мне интернет. Я сам определяю, когда я смотрю котиков на ютубе, а когда пишу посты. Из-за этого я работал с 8 утра до 1-2 ночи, пока глаза не выпадали. Тайм-менеджмент мне нужен, чтобы отдыхать, посвятить себя другим вещам и при этом не страдать от голода , я хочу ещё зарабатывать.
Все люди разные, кто-то способен работать 8 часов без перерывов, а кто-то устаёт после трёх часов работы в день. Но все мы одинаковы в том, что наши ресурсы ограничены.
Представьте вы в кофейне. Тут много сортов кофе, напитков, выпечки. Хочется попробовать буквально всё. Но за один раз это сделать невозможно. Приходится делать выбор «Я выпью только этот кофе, а весь остальной нет. Нуууу, может быть завтра…»
Чем закрытые списки отличаются от открытых
Список задач — это план того, что я запланировал сделать. Открытый список постоянно пополняется, а закрытый список статичен.
Поэтому мне так нравится вести их на бумаге, которая физически ограничивает мои аппетиты по части задач и напоминает о моих ограниченных возможностях.
Открытый список задач — классический инбокс. Он постоянно пополняется новыми задачами, их нужно сортировать по приоритетам, определяя важность. К концу дня задач может стать больше, чем было утром. Открытые списки вызывают волнение и лишние переживания из-за того, что «весь день работал, а как будто ничего не сделал».
Моя любовь к работе с 8 до 2 ночи связана с тем, что задач всегда много. Это как с кофе. Находясь в кофейне — пью весь кофе, который там есть до посинения. Как в зефирном тесте — не в силах отказаться от очередной задачи, подгоняемый «успешным успехом» я стремлюсь стать продуктивнее и закрыть больше задач.
Закрытый список задач противоположность открытому, что логично. Новые задачи в списке не появляются. К концу рабочего дня задач станет меньше. Сделываешь задачи, к концу рабочего дня закроешь весь список дел.
Я после того как закрываю список дел — лучше себя чувствую, разрешаю отдыхать, погулять. На следующий день появляется больше мотивации работать и нет постоянной гонки «давай-делай-давай-делай». А ещё появляется больше времени подумать — как сделать лучше.
Что делать с новыми задачами?
Переносить и делать их завтра. За исключением реально срочных: пожар, авария, больница.
Я пишу эту стать и вижу, что вордпрес просит обновить плагины. Раньше, я бы сразу обновил плагины → у меня появилось новое дело, я его не записал в Тудуист или на бумажку и сразу сделал. Теперь я записываю «обновить плагины» на завтра. А ещё лучше, так как плагины регулярная задача, поставить раз в две недели задачу, проверить и обновить плагины.
Вся система Марка Фостера базируется на базовых штуках:
- есть понимание «зачем я работаю и делаю эти дела»,
- я делаю только то, что запланировал сегодня,
- уменьшаю количество ситуаций, когда приходится нарушать запланированное на сегодня,
- все новые задачи откладываю на завтра.
Фишка не в том, чтобы игнорировать задачи и постоянно откладывать их на завтра, а в том, чтобы Сделать только то, что запланировали . Все входящие задачи нужно закидывать в инбокс, а потом сортировать.
Во время сортировки часть задач автоматически станет неактуальной. Иногда я такой работаю, приходит идея: «а как вообще относились к кофе в Российской империи, где-то в 18 веке?». Записываю задачу. А во время сортировки теряю к этому вопросу интерес или у неё изменится приоритет, я ее поставлю на выходные. Дело в том, что мы автоматически считаем более важные задачи те, о которых мы помним и думаем сейчас. Из-за этого можем постоянно отвлекаться. Меняем патерн с реактивного действия на осознаное, становимся продуктивнее.
Чек-листы — идеальный пример закрытых списков
Каждый, наверное, работал с чек-листами. Все чек-листы — это закрытые задачи ограниченные рамками задачи.
Закрытые списки помогают разгребать завалы
С открытыми списками задач постоянно будут горы задач, которые переносятся изо дня в день. Часть срочных и важных задач будет откладываться на последний день, что грозит срывом дедлайнов.
Гора невыполненных задач — демотивирует, вызывает чувство вины. Заставляет побыстрее уничтожить эту гору, чтобы стать хорошим. Когда я был студентом и подрабатывал в офисе, я иногда брал работу на дом, работал в выходные, а один раз даже взял отпуск на три дня, чтобы разгрести завал.
Закрытые списки помогают предвидеть новые горы и уничтожить текущие. Сейчас я работаю примерно так:
- Поставлю на завтра задачу «отсортировать невыполненные задачи»
- На следующий день, когда приступлю к задаче «отсортировать» — у всех невыполненных задач сниму сроки, чтобы они просто висели в проектах и поставлю тег «гора задач» и проведу черту, превратив этот завал в закрытый список.
- Возьму 1-3 задачи на «завтра» и сделаю их «завтра» первым делом в рамках текущей инициативы.
- Поставлю задачу «отсортировать определить, какие задачи сделаю „завтра„».
- Повторю шаг 2, до тех пор, пока «гора» не исчезнет.
? Вот вы говорите: «Илья, у тебя есть помодоро-доски, которые помогают тебе отдыхать — зачем закрытые списки?»
Ну представьте, что вы такое говорите, ок?
Помодоро-доска — это искусственное ограничение по времени работы. Его главная цель создать «охранника», который выгоняет меня с работы. Помодоро-доска это про продуктивности, которая стремится поместить больше задач в единицу времени.
Закрытые списки ограничены непосредственно задачами и никак не связаны со временем работы.
Если вернуться в мою метафору кофейни:
- помодоро-доски это время работы кофейни и ты всё время там сидишь и пьёшь кофе в своё удовольствие или хлещешь как не в себя, пока не закончится время.
- закрытые списки — это понимание, что больше 1 литра кофе пить очень плохо. Да и один литр на самом деле много, поэтому ставишь ограничение 3-4 кружки кофе. То есть вы понимаете, что технически можете выпить и больше, но искусственно ограничиваете себя, вы же помните про свою цель.
Так и выходит что я использую сразу и помодоро-доски и закрытые списки. Помодоро-доски для того, чтобы не перетрудиться и повысить ценность своего часа, а закрытые списки отвечают за продуктивность.
? А что если появится задача, которую очень надо сегодня сделать, а не завтра?
Делать сегодня.
Методика «сделай это завтра» и закрытые списки не говорят о том, чтобы сделать всё завтра. Это не жёсткое правило, за которое вас кто-то накажет. Это принципы, по которым можно построить свою экосистему управления задачами. Однако не так уж и много задач нужно сделать сегодня.
Сделать завтра | Сделать сегодня |
У вашей машины не включился подогрев сидений плюс печка для пассажиров не регулирует поток. Не критично, машина работает, прогревается, стекло оттаяло — просто первые две минуты попе немного холодно. Внесите в список задач «сказать механику о неполадках, когда буду заезжать в автомастерскую». | Позвонили из больницы. Сказали, что им доставили вашего близкого родственника. В такой ситуации бросайте всё и в больницу. |
Пришла смс из частной медицинской лаборатории, где вы проходили скрининг. Написано, чтобы вы приходили за ними и режим работы. Вы ставите задачу на «завтра» зайти в лабораторию (по уму, в лаборатории вам должны сказать, когда будут готовы результаты и вы сразу ставите задачу «зайти в лабораторию на Х день»). | Вам вдруг пришло сообщение от банка: «Если вы не заплатите за кредит, мы вас арестуем». Бросайте всё и платите сейчас. Потом подумайте, почему подобное сообщение стало неожиданностью, вы ведь брали кредит и знаете, что его нужно отдавать. Делаете так, чтобы через месяц в вашем списке задач появился пункт «сделать сегодня: заплати по кредиту». |
Пришла смс от почты России, написано, что пришла посылка из Китая. Ставите задачу на завтра «зайти в своё отделение почты». |
? А что делать, если список слишком большой
Думать и рулить по ситуации, а что ещё делать?
Думать — почему вы делаете список больше и о том, как сделать список меньше.
Рулить — включить творческое мышление и разрулить проблемы.
Я когда ловлю себя на том, что делаю больше задач чем успею, вспоминаю кофейню с большим выбором кофе. Тогда начинаю жёстче относиться к задачам — какие-то уволить, они не помогают двигаться вперёд, какие-то делегирую, что-то упрощаю.
? А что делать, если список есть, но он не работает, постоянно делаешь левые задачи
Думать зачем и почему делаешь левые задачи.
Если вы постоянно отвлекаетесь на приходящие откуда-то задачи, то очевидно, что вы их считаете более важными. В вашей жизни слишком много случайностей.
- Начните делать закрытые списки из 2-3 небольших дел. Приучая себя вообще работать по списку, не отвлекаясь.
- Пусть список висит на видном месте, чтобы было меньше поводов самообманываться.
- Отслеживайте как вы начинаете левачить. В зависимости от контекста, применяйте контрмеры.
Контекст | Контрмеры |
Мелкие регулярные задачи, вроде ответить на сообщения и проверить платежи | Поставьте регулярную задачу и заложите на них сколько-то времени. |
Незапланированная штука, на которую надо реагировать срочно. К примеру, отвечать на сообщения клиентов, так как я работаю в колл-центре | Это не случайность, это ваша работа, которую надо выполнять. Постройте систему реагирования на такие задачи. |
Прилетает задача от начальника с пометкой «срочно» | Научитесь договариваться и выстраивать границы. Разбирайтесь в задаче, почему она срочная и насколько она срочнее имеющегося списка? |
Запомнить
- Инструменты без целей — ломаются. Сначала определить зачем вам весь этот тайм-менеджмент.
- Закрытые списки — это список дел, который не пополняется новыми задачами и делами до тех пор, пока не сделаешь то, что записал ранее.
- Небольшая бумажка, формата А6 или даже А7 — лучший пример закрытого списка.
- Чек-лист — идеальный пример закрытого списка ограниченный условиями задачи. Он может быть подробным и большим, но при этом он не увеличивает количество работы, зато здорово ускоряет процессы и избавляет от тупняка.
- Книга Марка Фостера «Сделай это завтра» — великолепна.
- Зарегистрируйтесь в Тудуисте, по ссылке https://todoist.com/r/ilycapslusarev_gwkfhc — 2 месяца про-версии бесплатно.
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.
Если понравилась статья, то подписывайтесь на мою персональную рассылку, я там периодически рассказываю о контент-маркетинге, книжках и кофе.